Уничтожение троллейбусов — это не только вандализм, это ещё и хороший бизнес
Реформирование работы городского троллейбусного управления с целью «оптимизации» ведёт к банкротству предприятия, уничтожению парка троллейбусов и сокращению числа маршрутов. Неумелое руководство или злой умысел привели к тому, что город, скорее всего, останется без троллейбусного сообщения?
Семён Бечёвкин
Начало конца
Последние две недели пенсионеров и прочих льготников Тольятти будоражит новость: скорее всего, коммерческие перевозчики откажутся обслуживать тольяттинских льготников с нового года. Дело в том, что министерство транспорта областного правительства с 1 января 2017 года не намерено субсидировать перевозку льготных категорий граждан на коммерческих маршрутах нашего города.
Компенсировать затраты на проезд по социальным картам область согласна лишь муниципальным предприятиям – МП «ТПАТП № 3» и МП «ТТУ», так как они осуществляют перевозки по регулируемым тарифам. Тарифы же коммерсантов власти якобы «неподконтрольны», следовательно, на бюджетные субсидии они могут больше не рассчитывать. Они – в смысле граждане, передвигающиеся в том числе по коммерческим маршрутам.
Для Тольятти это плохие новости. Городская власть, в свое время сделавшая ставку на коммерческие пассажирские перевозки, долго выстраивала отношения с «маршрутчиками», вписывая их возможности и желания в потребности горожан. Во имя «отсутствия дублирования» муниципальным транспортом маршрутов коммерсантов даже была переделана схема движения городского транспорта. Именно поэтому теперь в городе много маршрутов, по которым ходит только коммерческий транспорт. А значит, часть тольяттинских льготников попросту будет обречена платить за проезд на всю катушку.
Казалось бы, тут и карты в руки муниципальному транспорту. Ибо льготники в сложившейся ситуации поддержат рублём именно его. Но… Близок локоть, а теперь уже не укусишь! Так, например, Тольяттинское троллейбусное управление уже не сможет обеспечить своим сервисом всех нуждающихся, потому что в предыдущие годы власть делала всё, чтобы поставить на грань банкротства этот вид муниципального транспорта. Так что придется пенсионерам с их скромными доходами сидеть дома. А при надобности – ходить пешком…
Самоубийственные планы
«Тольяттинский Навигатор» уже писал о непонятных реформах, охвативших троллейбусное управление в начале прошлого, 2015 года, и достигших апогея в октябре-ноябре того же года. План спасения, представленный в Тольяттинскую городскую думу руководством ТТУ и мэрией, был прост, как бизнес в начале 90-х: взять кредит на 63 млн рублей, сократить работников, сократить парк троллейбусов и число маршрутов, распродать недвижимость, переехать в дальнее и невыгодное депо. И что же? Судя по тому, что в ближайшее время количество маршрутов снова сократится, ТТУ медленно, но верно движется отнюдь не к спасению.
Сокращение доли ТТУ в пассажиропотоке продолжается.
Так, сотрудники предприятия рассказывают, что руководство ТТУ с 1 декабря 2016 года закрывает 57-й и 18-й маршруты. Якобы из-за нерентабельности. Здесь, как говорится, стороннего наблюдателя начинают обуревать смутные сомнения.
Во-первых, рентабельность маршрутов изучается через анализ пассажиропотока, чего в ТТУ, говорят, не делалось толком уже года четыре. Во-вторых, трудно поверить, что 18-й троллейбусный маршрут является нерентабельным. Ведь он очень эффективно соединяет Центральный и Автозаводский районы. 18-й троллейбус начинает движение в 11-м квартале, забирает жителей трех кварталов: 7-го, 8-го и 11-го – и довозит их до таких объектов, как Дворец спорта, торговый центр «Русь», ДКИТ, проходит всю Революционную, на пересечении Воскресенской и Южного шоссе забирает вазовцев и учащихся колледжа, затем соединяет все новые кварталы вдоль Южного шоссе, проходит мимо «Ленты», «Метро» и дальше, соответственно, мимо «Парк Хауса», по Автозаводскому шоссе довозит
до детской многопрофильной больницы. Через бульвар 50 лет Октября 18-й троллейбус выходит на улицу Ленина, где проходит мимо Филармонии до Центрального парка, в окрестностях которого сосредоточено большое количество всевозможных заведений и учреждений, затем проходит по улице Мира до «Аэрохолла», после чего везёт работников на «Тольяттинский Трансформатор». Как такой маршрут может быть нерентабельным?
Что касается «Тольяттинского Трансформатора». Следует отметить, что сегодня этот завод покрывает часть затрат троллейбусного управления на перевозку до предприятия своих работников, проживающих в Центральном и Автозаводском районах. На данный момент руководство троллейбусного управления пытается обосновать закрытие 18-го маршрута в том числе тем, что «Тольяттинский Трансформатор» якобы отказывается от субсидирования данного маршрута. Однако внутренние источники редакции на «Тольяттинском Трансформаторе» сообщили, что это именно троллейбусное управление вышло на руководство предприятия с инициативой поднятия цен на обслуживание (речь вроде бы идёт аж о 40-процентном увеличении компенсации), на что завод, конечно же, не пойдёт.
Никому ничего данная ситуация не напоминает?
Напомним: точно так же год назад АВТОВАЗ якобы «отказывался» от вазовских троллейбусных маршрутов. Сначала ТТУ начало «выкручивать руки» автогиганту, а потом, когда вспыльчивый Андерссон чиновников «послал далеко», муниципальные выкормыши с чистой совестью «зарезали» все вазовские маршруты, объявив их убыточными.
Развалить, распилить, распродать
Следуем далее.
ТТУ как было убыточным, так и сейчас имеет около 12 миллионов долга.
Только теперь от предприятия почти ничего уже не осталось, кроме злополучного депо на Южном шоссе, которое мэрия мечтает продать одному очень предприимчивому коммерсанту, скупающему в Тольятти бани и турбазы. Может быть, это и есть задуманный результат «оптимизации» и прочих экономических мер? Тянуть из города деньги до последнего, по пути продать всё, что можно, а потом похоронить предприятие, как были похоронены многие муниципальные структуры города Тольятти?
Имущество разбазаривается, на предприятии продолжают «резать троллейбусы». Как рассказывают работники, когда «с целью оптимизации» троллейбусники переехали в третье депо, администрация разом списала «в утиль» сто троллейбусов. Причем вроде бы странным образом в первую очередь списывали именно троллейбусы, которые на ходу, а совсем старые оставили. Дело было, вероятно, в том, что в троллейбусе много цветных металлов, так что уничтожение троллейбусов – это не просто вандализм, это ещё и хороший бизнес. Те, кто потрошат троллейбусы, не берут ржавое железо, а только медные провода и элементы с платиной. По свидетельству очевидцев, за территорию цветмет вывозит специальная машина на базе микроавтобуса УАЗ (смотри фото). Как ведется учет вывезенного «цветмета», никто из непосвященных не знает.
С коллективом вообще никто не церемонился. Еще только начиная так называемую оптимизацию, новое руководство ТТУ с легкостью нарушало нормы трудового права (это подтверждают наложенные на руководство штрафы более чем на 500 тысяч), а тем, кто возмущался, сразу показывали на дверь. Символом борьбы работников ТТУ за свои права и судьбу родного предприятия стала Надежда Бабаева, 20 лет отработавшая в управлении. В конце концов уволили и Надежду. Однако в настоящий момент она продолжает судиться с командой Растягаева.
Раб должен терпеть
Что будет дальше?
А дальше будет смерть ТТУ.
Медленная, конечно.
В ближайшей перспективе, как выясняется, закрытие конечной станции на «Тольяттинском Трансформаторе». И тоже все «обосновано» оптимизаторами-разрушителями. Мол, если 18-й сокращать, то ради одного 4-го маршрута конечную станцию держать смысла нет. Так что эффект падения домино начался. Можно уже, наверное, констатировать, что реформирование ТТУ – это спланированное уничтожение муниципального предприятия под условно благовидным, а на самом деле надуманным предлогом.
В коллективе ТТУ многие уже понимают, куда всё идет.
Вот, например, кондукторам на фоне сокращения маршрутов руководство резко повысило план. Но как кондукторы сделают план, если пассажиропоток, по сути, руководство само перенаправляет на автобусы? Вероятно, настоящая цель повышения плана сборов – подтолкнуть людей к увольнению по собственному желанию. Как в случае с переездом из депо в Автозаводском районе в депо на окраине Комсомольского района. Если работники сами не уйдут из муниципального предприятия – начнутся претензии, взыскания и все равно их уволят.
Работники, кстати, подготовили письмо в прокуратуру по поводу зарплат, которые лет семь не индексировались, и отсутствию системы учета труда каждого работника. Но руководство узнало про письмо и приняло меры. Коллектив умело разделили на «своих» и «не своих». Сотрудники ТТУ рассказывают, что на предприятии даже было организовано специальное собрание по поводу этого письма. И на нём представительница мэрии выразила, надо понимать, мнение местной власти: недовольных – увольнять.
Тем, кто не возмущается, сохраняет лояльность руководству, достались самые выгодные маршруты и более высокая заработная плата. Недовольным возможности заработать просто не дают.
Занавес
Сегодня независимые эксперты дают ТТУ срок жизни – примерно до весны.
Дело в том, что для предприятия традиционно тяжелый период – это конец января – начало февраля. Энергетики в это время с удвоенной силой требуют долги, начинается перезаключение договоров, а денег пока нет, да и не факт, что договоры будут в нужном объеме. И если в благополучные годы ТТУ в это время лихорадило, то на этот раз велика вероятность, что запаса прочности не хватит. Нет уже этого запаса прочности. Ни в технике, ни в финансах, ни в людях, и уж тем более в руководстве. Потому что не на создание запасов работала «команда эффективных менеджеров», а на ослабление муниципального предприятия, на превращение его в убогого калеку, не способного не то что конкурировать с коммерческими перевозчиками, но и вообще поддерживать собственную деятельность на плаву.
По предварительной информации, ТТУ, скорее всего, ликвидируют, а двадцать не так давно закупленных троллейбусов переведут на баланс АТП № 3. Возможно, это и будет итоговая стадия оптимизации, которую всё это время проводила команда Растегаева. Предприятие исчезнет, имущество распродадут своим людям, а Тольятти медленно, но верно будет приближаться к судьбе Детройта, которую с 2009 года нам пророчат все, кому не лень. Конечно, полностью город не вымрет. Есть всё-таки большая химия, нужная западным «партнёрам». Не у себя же в Германиях и Нидерландах гадость всякую азотную и сероводородную в воздух выпускать. Это пусть делают русские…
P.S. Тем временем директор Самарского ТТУ Сергей Быков экстренно покинул свой пост, якобы по собственному желанию. Произошло это событие на фоне скандального повышения цен на проезд в общественном транспорте столицы региона аккурат сразу после выборов 18 сентября. По сообщениям блогеров и СМИ, предприятие погрязло в долгах и судах, и судьба его не так радужна, как представлялось в ходе тех же самых выборов. А тут ещё и Николай Меркушкин, который должен срочно что-то делать с наступающим в Самарской области транспортным кризисом, исчез с радаров и управляет областью то ли из больницы имени Середавина, то ли из-за границы. Не столкнутся ли жители области с необходимостью срочно закупать в ближайшее время собачьи упряжки? На фоне возрастающей нищеты населения и краха транспортной отрасли такой вид передвижения может оказаться не только экономически уместным, но и единственно возможным.
Комментарий
Надежда БАБАЕВА, заместитель председателя профкома «МОЛОТ-ТТУ»:
– Я проработала в Тольяттинском троллейбусном управлении двадцать лет, и конечно, теперь мне очень больно видеть, как разрушают моё родное предприятие. В советские времена это было отличное место работы, но и в девяностые годы было ещё ничего: были льготы, оплата труда по тарифам. Такого беспредела, что творится сейчас, не было никогда. Это не просто неумелое руководство – это вредительство в соединении с мародёрством. С жесточайшим цинизмом режется и распродаётся всё, что можно и что нельзя. Людей буквально выживают с предприятия, при этом ещё и стравливают друг с другом. Городская власть закрывает на всё глаза: это с её попустительства уничтожается предприятие, и когда это разрушение пройдёт точку невозврата, на то, чтобы восстановить троллейбусное сообщение в Тольятти, потребуются миллиарды… Я не знаю… Может быть, для этого всё и делается? Чтобы разрушить, а потом воровать на восстановлении. Ведь так у нас сейчас в России повсеместно. В любом случае я обращаюсь к неравнодушным тольяттинцам: давайте спасём тольяттинские троллейбусы! Давайте проводить митинги в защиту самого экологичного вида транспорта! Давайте писать письма в газеты, жалобы в органы вышестоящей власти! Давайте хоть что-нибудь делать! Иначе – конец троллейбусам. При нашем молчаливом согласии оставшиеся троллейбусы отправят на свалку, контактные сети порежут и сдадут как цветмет, а работники ТТУ отправятся на биржу труда…