Рейдер – это человек, занимающийся тем, что «отжимает» всяческими околокриминальными методами бизнес и имущество у законопослушных граждан. Жертвы рейдера по тем или иным причинам не способны сами играть в рейдерские грязные игры, поэтому частенько свой бизнес теряют.
Рейдеры процветали в 90-е годы, когда не брезговали и криминальными методами. Затем любители поживиться за чужой счёт плавно перетекли в 2000-е, мимикрировав под добропорядочных коммерсантов. Впрочем, и в 2000-е бизнес-разбойники не брезговали чужим добром, просто методы отъема стали утончёнными – основанными на красивых словах «монопольный сговор» и «локальный демпинг».
Как показывают события, вести о которых доходят до нас из лона крупного и среднего бизнеса Тольятти, кризис, начавшийся в 2015 году, поднял со дна истории всякие виды экономических гадов. Рейдеры 90-х, почуявшие лихорадку рынка, активизировали свои старые навыки отъёма бизнеса. А в иных случаях, похоже, вовсе не кризис вернул рейдеров к жизни, обогрел, дал денег и направил «кидать» других людей, а попросту чей-то хитрый умысел. Может оказаться, что некто решил использовать старую как мир схему: делать грязные дела чужими руками, сохраняя на лице маску добродетели.
Швейцарский гость
События, о которых пойдёт речь, развернулись вокруг производственного корпуса, находящегося на улице Индустриальной. Это самое здание за номером 3В имеет богатую историю, которая отражает непростой путь российского предпринимательства. Но мы эту историю опустим, а перейдём сразу к 2000-м годам, когда в нём стал находиться цех по производству труб для глушителей. Владел этим бизнесом широко известный в узких кругах господин Рыжаков. Ему же, кстати, принадлежали группа компаний «Автокомпонент РВ» и ЗАО «РВ».
Местному бизнес-сообществу господин Рыжаков также запомнился тем, что в 2007 году взял большой кредит на развитие производства и не вернул, ввергнув упомянутые выше компании в процедуру банкротства. Тогда против Рыжакова даже возбудили дела по невыплаченным кредитам. И, дабы избежать общения со следствием, Рыжаков скрывался в Швейцарии, куда тольяттинской полиции, конечно, было не добраться.
Возвращение «джедая»
И вот неожиданно для всех в 2013 году бизнесмен Рыжаков вернулся в Тольятти. Согласно легенде, вернулся он для того, чтобы заниматься тем же, чем занимался в далеком 2007-м: производством автокомпонентов. Для этой во всех отношениях благостной цели наш персонаж организовал ООО «Волга Балт». Надо отметить, что сам Рыжаков непосредственно производством не занимался, а работал через наемных директоров.
Так, в 2015 году на должность директора ООО «Волга Балт» Рыжаковым был назначен новый менеджер Дмитрий Краснов. К тому времени предприятие находилось в плачевном состоянии и уже было готово почить в бозе. За четыре месяца Дмитрий Краснов навёл в конторе относительный порядок, после чего эта контора и была отправлена в процедуру банкротства.
Успешный менеджер
«Сбросив балласт», Дмитрий Краснов увидел возможность продолжить деятельность бизнеса. Менеджер сделал Рыжакову предложение: мол, он – Краснов – самостоятельно будет заниматься деятельностью фирмы, брать на себя кредитные обязательства, сам будет подбирать персонал, заключать с москвичами договор аренды здания. Также менеджер Краснов попросил отдать ему в аренду оборудование рыжаковской фирмы, на что, однако, получил отказ.
И вот путем немалых усилий ООО «Волга Балт», принадлежащее Рыжакову, благополучно обанкротилось, а на его месте было открыто предприятие ООО «Волга-Балт», собственником которого являлся уже Дмитрий Краснов.
Новая компания оказалась куда успешнее своего предшественника. Теперь об убыточности никто даже не заикался: бизнес шел в гору, принося неплохие доходы и открывая заманчивые перспективы. За год жизни новое предприятие смогло выйти в безубыточное пространство.
Воронской вступает в игру
Некоторое время всё в новом бизнесе Краснова шло гладко. Но в один «прекрасный» день выяснилось, что здание, в котором находилось новое производство, выкуплено у московских партнеров тольяттинской фирмой ООО «Полад», принадлежащей небезызвестному тольяттинскому бизнесмену Василию Воронскому.
Василий Васильевич – владелец успешного бизнеса, выставочного центра и великолепного отеля на берегу Волги, любитель живописи и прекрасный семьянин. К тому же Воронской – человек высоких материй и гений бизнеса. В общем, подозревать, что он способен на какие-то неприличные действия – дело вроде бы неблагодарное. Да только вот события, развернувшиеся после покупки злополучного здания на Индустриальной, 3В, наталкивают на мысль о том, что посомневаться в прекрасном человеке можно и даже нужно.
Щедрый друг
Как выяснилось несколько позже, здание, купленное фирмой Воронского, в итоге оказалось под контролем ООО «Старт-Т» – фирмы, связанной с небезызвестным нам господином Рыжаковым. Оказывается, Воронской и Рыжаков – эти два вроде бы совершенно разных по натуре человека – давние друзья. И Воронской, будучи человеком обеспеченным, таким образом просто помог своему старинному другу. Как указывают эксперты тольяттинского рынка автокомпонентов, сам Рыжаков на такую покупку способен не был: ни собственных средств, ни кредитов он привлечь бы не смог. Да и как человек с такой специфической репутацией смог бы купить здание у московских арендаторов, которые якобы в голос кричали, что Рыжаков кинул их на деньги и иметь дела с ним они не будут никогда?
Но зачем же ещё нужны друзья? Спонсирует Воронской своего партнера по большой дружбе или ждет возврата вложенных инвестиций – нам не узнать. Однако ясно другое. Сам Рыжаков, видимо, решил использовать покупку богатого друга как инструмент давления на Дмитрия Краснова. И не только давления, но и попросту отжатия реанимированного Красновым бизнеса.
А виноват ты в том, что хочется мне кушать
После того как ООО «Старт-Т» приняло правление Индустриальной, 3В, Дмитрий Краснов тут же получил болезненный отказ в продлении аренды производственной площадки. Чуть позже господин Рыжаков предложил возмущённому Дмитрию Краснову продлить аренду, но только после того, как ООО «Волга-Балт» возместит некий «ущерб», нанесенный интересам Рыжакова деятельностью компании Дмитрия Краснова.
Речь шла о 1 350 000 рублей, в которые оценил Рыжаков некие пропавшие оборудование и метал. При этом казалось, что требования Рыжакова звучат в лучших традициях старого доброго вымогательства: никаких законных оснований или документальных подтверждений пропажи какого-либо оборудования или металла Рыжаков Краснову не предъявил. Альтернатива у Краснова была небольшая: плати, и мы подумаем, продлять тебе аренду или нет. А позже на КПП в архивах обнаружилось, что ещё в 2015 году бывший директор, работавший на Рыжакова, вывез и сдал оборудование, на котором работала фирма. Аналогичная история произошла и с металлом.
Далее разговор перешел в совсем уж непонятное русло: либо ты гасишь «долг», либо «милости просим отсюда». Какой «долг»? Почему именно «долг»? В общем, муть и тихий ужас.
Привет, лихие 90-е!
После отказа Краснова играть по новым «правилам» были пущены в ход методы, которые иначе, чем рейдерством в стиле 90-х, назвать нельзя. Сотрудники ЧОП «Монолит», выступившие на стороне дуэта Воронскова–Рыжакова, перекрыли доступ в цеха и на склад готовой продукции Краснову и его сотрудникам. Таким вот незамысловато грубым, но весьма действенным способом успешная деятельность ООО «Волга-Балт» была заблокирована неравнодушными к чужим деньгам гражданами.
И по сей день в здании на Индустриальной, 3В, заблокированы все документы, архивы и бухгалтерия ООО «Волга-Балт». И уверенности, что все это находится в целостности и сохранности, конечно, быть не может.
Ущерб такими действиями Воронскова–Рыжакова фирме Дмитрия Краснова нанесён очень серьезный. На предложение Краснова достойно разойтись (то есть отдать ему его продукцию и документы из административного корпуса) последовали речи, что продукция, произведенная фирмой Краснова, и вовсе принадлежит Рыжакову и Ко.
Это мне… Это опять мне… Это снова мне…
Буквально на днях господин Краснов со своей командой столкнулся с новым проявлением рейдерства. В самом начале ноября он узнал о том, что компания «РВ экспорт», принадлежащая Рыжакову, намерена реализовать партию глушителей для ОАО «ПСА «ВИС-Авто». Уже на следующий день с самого утра на КПП фирмы подъехал грузовик, погрузил продукцию и отправился с ней в неизвестном направлении. Стоит ли говорить, что Краснова, которому принадлежит фирма – производитель этих самых глушителей, о судьбе автодеталей извещать не сочли нужным. То есть рейдеры попросту захватили у него часть его собственного имущества, произведенного на его мощностях и усилиями его команды. Захватили и, вероятнее всего, продали.
Видимо, господин Рыжаков ничтоже сумняшеся решил: раз склад, на котором хранится продукция Краснова, принадлежит ему, то и все его содержимое – тоже. По факту же не чем иным, как хищением, назвать такие действия язык не поворачивается. Как следствие, дело взяли на контроль правоохранительные органы. Будем надеяться, что они достойно и оперативно разберутся в беспределе, творимом друзьями-рейдерами.
Вопрос репутации
По сведениям руководства ООО «Волга-Балт», сейчас Рыжаков пытается переманить персонал Краснова. Делает он это, возможно, для того, чтобы возобновить успешный бизнес, только уже под вывеской подконтрольного ему юрлица.
Правда, одного он не учел.
Конкуренция на рынке трубопрокатного стана очень высока. И на какой успех могут рассчитывать «предприниматели» с таким рейдерским «хвостом»? Но если с Рыжаковым все понятно – опытный «делец», то Владелец компании ООО «Полад» Воронской известен в городе как человек с приличной репутацией. Однако получается, что благодаря его щедрому дружескому подарку произошёл самый заурядный рейдерский захват, а таким мероприятиям и лицам, их осуществляющим, бизнес-сообщество давно уже дало соответствующую оценку. Полиция говорит о том, что в действиях против ООО «Волга-Балт» усматривается превышение должностных полномочий, самоуправство и хищение чужого имущества. Пойдёт ли Воронской в своей дружбе до конца, то есть до публичного скандала, суда и следствия? Или же беспокойство за репутацию перевесит товарищеские чувства? Посмотрим. Время покажет.