Вы сейчас просматриваете Бюджет раздора

Бюджет раздора

Предложенная чиновниками тольяттинской мэрии тотальная экономия бюджетных средств, запланированная на 2017 год, скорее всего, обернётся для горожан дополнительными расходами на образование, медицинскую помощь, занятия физкультурой и спортом.

Неутешительная тенденция
Дума Тольятти в первом чтении приняла городской бюджет на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов. Основные параметры бюджета (доходы, расходы, величина дефицита бюджета и источники его финансирования, а также предельный размер муниципального долга) были утверждены депутатами в объемах, предложенных мэрией.
В цифрах это выглядит следующим образом. Доходная часть на 2017 год – 6,476 млрд руб., расходная – 7,08 млрд руб., дефицит – 606 млн руб., размер муниципального долга достиг значения 5,893 млрд рублей. Таким образом, дорогие тольяттинцы, город наш оказался в полном финансовом ауте.
По сравнению с утвержденным бюджетом на 2016 год собственные доходы Тольятти на 2017 год спрогнозированы меньше на
81,3 млн руб., зато объем муниципального долга приближается к 100% собственных доходов! Возрастают расходы на обслуживание долга: на 35% по сравнению с 2015 годом и на 19% выше плановых расходов за 2016 год (570,4 млн руб.).
Если кратко, то город можно назвать банкротом, а нас всех с вами – должниками банков, у которых мэры брали кредиты.

Сговорчивые депутаты
Утвердив проект бюджета в первом чтении, депутаты фактически одобрили подходы чиновников к формированию такого бюджета.
В ходе подготовки ко второму чтению принципиальные коррективы вряд ли будут внесены. Всё, скорее всего, сведется к перераспределению денег между расходными статьями, исходя из интересов депутатов и в какой-то части наказов их избирателей.
 Основные дискуссии развернутся в рамках согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят представители мэрии и думы. А её участники, судя по сложившейся многолетней практике, не склонны посвящать посторонних в нюансы своих споров, пока между мэрией и думой не будут достигнуты окончательные договоренности.
Между тем некоторые «горячие точки» уже определены. Они были озвучены как в ходе публичных слушаний по проекту бюджета, так и на заседании думы.

Фактор Андреева
Следует отметить небольшую нестыковку в позициях тольяттинских единороссов – депутатов городской и губернской дум. Так, единороссы, депутатствующие в Тольятти, приняли дефицитный бюджет города очень легко и даже… как бы так сказать… слишком легко. И это несмотря на то, что именно большинство от партии власти, начиная ещё со времён спикерства Александра Дроботова, все эти годы вело город к тому, что мы имеем сейчас.
Тольяттинские единороссы, заседающие в Самарской губернской думе, напротив, сурово отстаивают именно профицитность (недифицитность) областного бюджета.
Понятно, что именно фигура мэра Андреева в данном случае является причиной диаметральной противоположности во взглядах тольяттинских единороссов на бюджеты области и города.

ТОР как бюджетная «фишка»
Раньше (в эпоху принятия прошлых бюджетов) чиновники всех рангов – от местного до регионального и даже федерального – все свои надежды на социально-экономическое развитие Тольятти связывали с созданием ОЭЗ (особой экономической зоны).
Не в таком далеком 2013 году в обещаниях чиновников уверенно звучали цифры в 25, 30 и даже 35 тысяч рабочих мест, которые принесет Тольятти особая экономическая зона. Сегодня пыл очковтирательства по поводу ОЭЗ поугас и скромные достижения в районе 4 сотен работников зоны не вдохновляют даже самарские министерства. Зато теперь на небосклоне бюджетных «обещалок» появилась новая «фишка» – ТОР (территория опережающего развития) «Тольятти».
Присвоенный Тольятти новый статус, по словам первого вице-мэра Алексея Бузинного, позволит диверсифицировать экономику города, стабилизировать ситуацию на рынке труда, развить городскую среду. Ссылаясь на необходимость развития ТОР, мэрия предлагает увеличить финансирование муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства, начать финансирование новой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Тольятти на 2017–2020 годы», которая состоит из мероприятий по проведению и участию в конференциях и форумах.

Вояжи во время чумы
Кроме того, с 13,2 млн руб. (уточненный бюджет 2016 года) до 17,9 млн руб. (проект 2017 года) планируется увеличить субсидии для МАУ «Агентство экономического развития». Его сотрудники планируют участие в бизнес-миссиях, которые будут проходить в Великобритании, Ганновере (Германия), Бергамо (Италия) и т.д. Иначе как пиром во время чумы все эти ганноверские вояжи не назовёшь.
Как зарубежные вояжи будут способствовать превращению Тольятти в территорию опережающего развития, остается только догадываться. Руководитель департамента экономического развития мэрии Дмитрий Богданов на конкретно заданный вопрос: сколько рабочих мест планируется открыть в 2017 году и двух последующих годах, только и мог сказать, что привязки по годам не делалось, но в течение десяти лет планируется создать более 22 тысяч рабочих мест и в краткосрочный период никакие новые проекты с учетом их инвестиционной фазы не способны локально решить проблему серьезного спада в экономике.
После таких объяснений нетрудно догадаться, на какие именно цели пойдут дополнительные бюджетные деньги. А россказни про 22 тысячи новых рабочих мест лично мне напоминают предвыборное дежавю…

Миллиарды дворам не нужны?
В ходе публичных слушаний мэрия честно призналась горожанам, что не запланировала деньги на благоустройство внутриквартальных территорий в 2017 году. Деньги, которые могли бы пойти на создание для тольяттинцев комфортной среды, чиновники решили направить на оплату долгов по кредитам, которые нахватали «эффективные» мэры Тольятти за предыдущие годы. Здесь остро сказывается нехватка собственных средств в размере порядка 200 миллионов.
Но чтобы депутаты не стали топать ногами и стучать кулаками по столу, мэрия предложила альтернативу: из средств областного и федерального бюджетов, которые Тольятти планирует получить в рамках программы празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ, обустроить знаковые места города. То есть перенести внимание со дворов на общегородские места. Согласия у горожан на такую смену курса никто не спрашивал. Да и депутатов, судя по всему, поставили перед фактом, что на благоустройство внутриквартальных территорий в границах избирательных округов денег нет.

Поддержали два года и хватит
Проблем с получением качественной медицинской помощи у тольяттинцев в 2017 году станет ещё больше. Мэрия открыто заявляет, что не планирует и не может содержать объекты здравоохранения. А сама организация оказания медицинской помощи не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Это теперь забота государства в лице областных властей и самих лечебных учреждений.  
Оказание социальной поддержки медикам в виде частичной оплаты найма жилья из средств местного бюджета в 2017 году чиновники тоже не планируют.   
На протяжении последних двух лет в рамках соглашения с областным минздравом город выделял деньги для медиков. В 2015 году, по информации мэрии, предоставленной льготой воспользовались 200 человек, в 2016 году – 55 человек. При острой нехватке кадров каждый медик на счету, и важно их удержать. Но у чиновников, похоже, иное мнение. Они полагают, что в будущем году претендентов на выплату станет ещё меньше, так как не выдерживаются установленные критерии. Думать над тем, какие критерии применить, чтобы врачи и медсестры не увольнялись из больниц и поликлиник, а горожане могли получать квалифицированную медицинскую помощь, чиновники не стали. Они просто решили отказаться от этой статьи расходов.    

И на детях экономить можно?
На публичных слушаниях прозвучал вопрос: почему снижаются расходы на дополнительное образование, в частности на зарплаты педагогов на 18%, на содержание зданий образовательных учреждений – на 50%. Учебный план сокращается с шести часов до двух, с детьми будут меньше заниматься. Взамен мэрия предлагает учреждениям допобразования оказывать больше платных услуг. Зарабатывать на детях, когда доходы горожан продолжают снижаться, – очевидно, что стратегия мэрии в этом вопросе продолжает быть антисоциальной.
Ответ первого вице-мэра Алексея Бузинного на возражения граждан был примерно таков: бюджет возьмет на себя расходы на дополнительное образование детей жителей, которым это не по карману. Те, кто в состоянии оплачивать, должны это делать сами. Любопытно, каким образом будут претворены в жизнь слова вице-мэра и будут ли… В любом случае «Тольяттинский Навигатор» возьмёт на контроль выполнение обещания Алексея Юрьевича.
К сказанному остается добавить цифры. Согласно справке Контрольно-счетной палаты, расходы по главному распорядителю бюджета – департаменту образования на 2017 год урезаны на 107,5 млн рублей: с 2001 до 1,9 млрд рублей.
Финансирование мероприятий в сфере дополнительного образования по главному распорядителю бюджетных средств – управлению физической культуры и спорта по сравнению с 2016 годом сокращается в 26,6 раза – с 3,6 млн рублей до 135 тыс. рублей.
На постулат «Всё лучшее – детям» муниципальные управленцы, судя по всему, решили на время «забить», забывая, видимо, о том, что дальнейшее развитие Тольятти во многом зависит именно от тех, кто сегодня ходит в школу.

Комментарий

«ПРОБЛЕМА НЕ В ДЕФИЦИТЕ БЮДЖЕТА, А В ДЕФИЦИТЕ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ»

Krasnov 2

Алексей КРАСНОВ, депутат Самарской губернской думы:

– Сбывается всё то, о чём я говорил последние три года: разбазаривание доходных активов муниципалитета и отсутствие эффективного механизма формирования активных доходов в бюджет (налоги и трансферты вышестоящих бюджетов – это пассивные доходы, получение которых не требует от мэрии «предпринимательского таланта») привело к страшнейшему дефициту городского бюджета.
Решать проблему ни клан мэрии, ни клан «Единой России» не хотят. Все ждут каких-то нелепых «знаков судьбы» типа отмены санкций и повышения мировых цен на нефть. И это при том, что цены на нефть и санкции практически не влияют на состояние муниципальной экономики Тольятти в части увеличения активных доходов. Даже пассивные доходы начали падать задолго до кризиса – из-за «московских» фокусов с ВАЗом и кремлёвских фокусов с налогами. Я уж не говорю про тотальные вазовские сокращения 2014–2015 годов.
 А уповать на ТОР и Агентство экономического развития в ракурсе наших многомиллиардных долгов просто смешно! Ситуацию с ТОР я уже комментировал и вашему изданию, и другим, и на комитетах в Самарской губернской думе, и на заседании самой думы выступал. А что касается агентства – думаю, его эффективность – это отдельная тема и для разговора, и для депутатского расследования.  
Как я уже сказал, реально решать проблему отсутствия эффективного механизма формирования активных доходов в бюджет никто не хочет, потому что это потребует, во-первых, волевых, жестких решений, которые нынешняя власть делать или не хочет, или уже не умеет.
Вот, например, можно забрать из аренды всю коммунальную муниципальную собственность и доходы, идущие от этой собственности, направить на её ремонт, а также на городскую социалку. Можно не только увеличить доходы (по сравнению с доходами от аренды), но и обеспечить гарантированную модернизацию этой собственности. Можно многие проблемы решить, и сегодняшние, и те, которые будут в недалёком будущем… Что для этого нужно? Для этого нужна открытость, иначе попросту доходная жила в виде, скажем, коммунальных сетей перейдёт от непрозрачных коммерсантов к столь же непрозрачным чиновникам. Так коммерсанты прибыль просто кладут к себе в карман, а в случае передачи «в город» та же прибыль будет выводиться из бюджета муниципальной структуры через липовые контракты с фирмами-однодневками. Но это уже (во-вторых) не вопрос собственно финансовый, а вопрос коррупции. В этом смысле у нас в Тольятти, как и во всей стране, дефицит не денег, а дефицит честных людей, которые эти деньги могут сохранять и приумножать в интересах народа, в интересах общества. Придут к власти честные люди, патриоты города и страны, и всё наладится. Не придут – кризис только усугубится.