Вы сейчас просматриваете Кручу… Верчу… Импортозамещаю…

Кручу… Верчу… Импортозамещаю…

На днях областное правительство начало отчитываться о состоянии дел в экономике, финансах, промышленном и производственном секторах региона.

Отчёты чиновников изобилуют цифрами и статистическими данными, сквозь стройные шеренги которых буквально сочится сахарный сироп победных реляций, старающихся убедить граждан земли Самарской в том, что дела в губернии если и не прекрасны, то вот-вот непременно таковыми окажутся. Однако, если не обращать внимания на гипнотические фразеологические обороты типа «удалось привлечь», «наметился рост» и так далее, а пристально посмотреть на сухие факты, то общая картинка будущего Самарской области радужной совсем не покажется.

Иностранное, чужое, не наше
Первое, что бросается в глаза, – неприкрытая радость авторов документа нарастающему участию иностранных капиталов в экономике нашего региона. Мол, самое главное – это наличие инвесторов. А откуда деньги пришли и куда потом в итоге уйдут – это правительству не интересно.
Ярким примером такого продолжения иностранной «интервенции» является, понятное дело, флагман российского автопрома Волжский автомобильный завод.
Да, АВТОВАЗ по-прежнему больше всех выпускает легковых автомобилей местного производства. Но гордиться этим следует уже давно не нам, а французам, которые удачно разместили свои технологии в стране, где в изобилии присутствует дешевая рабочая сила, и получают прибыль куда большую, чем они могли бы рассчитывать, инвестируя те же средства в любой из европейских стран. При этом они получили готовую площадку, средства производства, лояльную власть и квалифицированный персонал. А заодно и возможность устранить потенциального конкурента в виде предприятия полного цикла, имеющего пул «ручных» местных смежников, поставляющих на завод комплектующие за дешёвые рубли.
В итоге АВТОВАЗ – это, по сути, уже не наш завод и не наша гордость. А вот сокращенные работники автогиганта стали проблемой властей, вынужденных вкладывать деньги в их переобучение и натужное создание новых рабочих мест.
Следуем далее.
Химия у нас тоже продолжает переходить на западные рельсы. «КуйбышевАзот» сегодня закупает технологии Нидерландов, создаёт СП с американцами. Таким образом, развитие производства, по сути, также идет через ввоз импортного оборудования, которому завтра потребуются импортные комплектующие и, соответственно, «импортное обслуживание», которое с учётом удорожания доллара и евро становится всё более и более невыгодным. В любом случае под громкие заявления об импортозамещении происходит прямое вложение наших средств далеко не в нашу экономику.
Берём следующий проект – реконструкцию железной дороги Тольятти – Курумоч – Самара. Деньги вкладывают китайцы. Они же будут получать прибыль. Мы что, сами железнодорожную ветку построить не можем на сто километров? БАМ построили, а тут – отдаем перспективный проект китайцам. Зачем? А как же наша, региональная экономика?
Увы. Нано-инновационные порывы наших чиновников десятилетней свежести так и остались порывами. Отсутствующее законодательство в области поддержки прорывных технологий (такое было принято в Японии в 60-х годах ХХ века), а также ужасающая по размерам коррупция не дают прорасти на отечественной почве нашим собственным кулибиным и биллам гейтсам.
Наша, самарская экономика по-прежнему держится на добыче и продаже за границу полезных ископаемых, а также на производстве и продаже всё туда же продуктов вредной для здоровья обитателей Новокуйбышевска и Тольятти большой химии.
Природных ресурсов Самарская область экспортирует в год на сотни миллиардов – это половина нашего экспорта. Продукция химических производств – треть от общего объема экспорта, а вот технологические товары – это всего лишь 17 процентов. Даже на такой поверхностный взгляд очевидно, что региональная экономика является ресурсной и, подобно неразвитым странам, живет за счет за того, что добывает из недр, а также за счёт производства того, что другие страны не производят по причине нежелания болеть раковыми и другими заболеваниями.
Чиновники области, обращая внимание общественности на примеры развития реального сектора промышленности, рапортуют об открытии производства медицинских перчаток и композитных материалов. То есть, пока наши промышленные гиганты перестраиваются на обслуживание интересов иностранных инвесторов, мы, получается, должны радоваться открытию цехов по производству перчаток? Или, может быть, начать называть вещи своими именами?

И снова зона
Очень долго главным флагом региональной власти являлась наша, тольяттинская ОЭЗ. Особая экономическая зона. Чиновники так и говорили, что, мол, большие планы мы связываем с созданием (позже – с развитием, потом – с успешной деятельностью) ОЭЗ. Чуда ждали именно отсюда. Здесь ожидались тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест и «огромные инвестиции», способные оживить полудохлую экономику области. Сотни газетных публикаций и телерепортажей, опубликованные исключительно за деньги налогоплательщиков, вселяли в души нищающих тольяттинцев уверенность в том, что вот уже скоро создание ОЭЗ даст-таки небывалый экономический эффект и станет наш регион образцом для подражания.

Что в итоге?
На сегодня в ОЭЗ создано всего 293 места. А вбухано в нашу зону порядка 12 млрд рублей! Таким образом, стоимость одного рабочего места –порядка 40 миллионов. Это даже не из разряда анекдота. А ведь тольяттинская ОЭЗ считается одной из лучших.
При проверке Счетной палатой России всей сети особых экономических зон выяснилось, что всего с 2006 года на создание ОЭЗ в стране было потрачено 186 миллиардов рублей, что 24 миллиарда выделенных из бюджета средств не истрачены, а хранятся на банковских депозитах, и кое-кто с них получает проценты, что ОЭЗ используют лишь половину выделенных им земель. Итогом проверки стало возбуждение пяти уголовных дел и признание десяти ОЭЗ (из 33) неэффективными. Правительство РФ пообещало, что неэффективные ОЭЗ будут закрыты. Правда, конкретные претенденты так и не были указаны и тема как-то тихо сошла на нет.
Какие же вообще цели преследовал проект по созданию особой экономической зоны? Заявлено было, что льготные условия привлекут иностранных инвесторов, которые от всей своей широкой иностранной души вложат свои деньги в нашу экономику, создадут много-много рабочих мест и будут платить много-много денег в бюджет в виде налогов.
Ну, про «колоссальное» количество рабочих мест мы уже написали выше. Цифры в триста рабочих мест, надо сказать, очень поражают воображение.
А вот про налоги… Во-первых, налогообложение у резидентов льготное, и конкретно в бюджет Тольятти с этих налогов перепадают натуральные «копейки». Во-вторых, кто же помешает инвесторам снять сливки за льготный период работы, а потом, когда начнутся обязательства платить налоги по полной, свернуть производство и переехать в очередную ОЭЗ или, скажем, ТОР, только в другой области? Или повторить подвиг владельцев «АвтоВАЗагрегата» – набрать долгов, кинуть поставщиков, а потом благополучно разориться, изобразив из себя жертву коварной рыночной стихии? Кто? Правильно. Никто не помешает. Потому что законодательство в нашей стране максимально благоприятствует всякого рода мошенникам, невыплачивателям зарплат и прочим козловым.
Кроме всего перечисленного есть ещё и «вишенка на торте». Сегодня из 17 резидентов ОЭЗ большинство – иностранные производители автокомпонентов. Их запуск вообще-то обернулся банкротством части наших поставщиков автозапчастей, а их и так было немного. Получается, что мы, вкладывая бюджетные миллиарды, отдаем производственную инфраструктуру, обеспечиваем налоговыми льготами и дешевой рабочей силой тех, кто искренне заинтересован в умерщвлении нашей экономики и развитии своих ресурсов на нашей территории. Без войны и споров, под победные реляции чиновников и восторженные телевизионные репортажи мы окончательно превращаемся в ресурсный придаток иностранных государств.
Думается, что сама затея с созданием ОЭЗ по всей стране, эдакая попытка повторить китайское экономическое чудо, была обречена с самого начала. Потому что львиную долю государственных средств, отпущенных на создание этих зон, свои люди «оприходовали» раньше, чем в ОЭЗ приступили хотя бы к имитации какой-либо деятельности. Да и размах в наших ОЭЗ совсем не китайский. А нет больших объёмов, значит не будет и низких цен. Как ты зарплату рабочим ни урезай…
На  фоне всей этой катавасии  исполнение государственной задачи по импортозамещению, которую все регионы клятвенно пообещали решить, смотрится как-то странно. Ведь вместо того, чтобы налаживать на своей территории производство продукции, которую мы раньше приобретали за рубежом, мы губим свои производственные мощности и предоставляем иностранному капиталу конкурентное преимущество на нашей же территории в виде инфраструктуры, построенной на наши же деньги, и в виде налоговых льгот. И всё это только для того, чтобы иностранцы не импортировали свои товары к нам, а производили эти же товары у нас? В этом «великий замысел импортозамещения»?  Открытие производства сухих строительных смесей Knauf в Чапаевске – это тоже очередной пример такого импортозамещения? Можно поразмышлять на эту тему, сидя в кресле от IKEA с телефоном SAMSUNG в кармане турецкого халата, благо HYUNDAI SOLARIS уже припаркован на газоне соседнего дома…

Комментарий

Krasnov 2

Алексей КРАСНОВ, депутат Самарской Губернской Думы (фракция КПРФ):

– На обоих комитетах я заслушивал этот доклад и оба раза высказывал критические замечания.
На мой взгляд, отчёт правительства не отражает реального положения дел социально-экономического состояния Самарской области. Вернее, отражает, но только одну его часть – позитивно-пожелательную. Есть немного горькой правды. Это, знаете, как перец в плов добавляют, для аромата. А в остальном – вообще документ ни о чём. Ни единообразия в подаче информации, ни отражения полной картины, ни болевых точек, ни тенденций, ни выводов – вообще ничего нет. Просто перечисление цифр и некоторых достижений – причём всё вперемешку: тут тебе и фестивали для молодёжи, и экспорт нефти, и рассуждения на тему сокращения дефицита кадров в здравоохранении.
При этом просто убийственным выглядит заявление о том, что проблема кадрового дефицита здравоохранения решается за счёт… увеличения контрольных цифр приёма в медвузы в 2016 году на 8 человек! Они что, те, кто составляли этот отчёт, вообще не в курсе, что врачи по шесть лет учатся? Да и дело вовсе не в том, эти восемь человек через шесть лет в больницы придут (если их не отчислят, что тоже бывает). Дело в том, что из медицины медики бегут из-за нищенских зарплат, из-за чудовищной нагрузки, а также из-за всё усиливающегося негатива со стороны пациентов. А вот этого как раз-таки в отчёте правительства Самарской области нет. Нет в нём ни зарплат медицинского персонала, ни сведений о нагрузке. Нет в нём ничего этого. Поэтому пришлось задавать вопросы.
Задавая вопросы, я выяснил, что в нашей области 15% населения живёт на доход ниже МРОТ. Вдумайтесь! На самом деле это просто страшные цифры! Население области — 3,5 миллиона человек. Пятнадцать процентов – это порядка полумиллиона человек. А МРОТ у нас – это 7 500 рублей. То есть у нас полмиллиона человек живёт меньше чем на 7 500 рублей в месяц. На такой доход ни одежды не купить, ни лекарств. Заплатить квартплату – и месяц на воде и хлебе жить. Фактически у нас полмиллиона нищих!!! О каком социально-экономическом состоянии области можно говорить? Я на комитете так и сказал: у нас в области – социальная катастрофа! И знаете что? Никто мне возражать не стал! Потому что полмиллиона нищих – это и есть социальная катастрофа!!! В итоге я проголосовал против принятия отчёта и против проекта бюджета.
А относительно особой экономической зоны «Тольятти» могу добавить: в прогнозах правительства на ближайший период – вложить ещё 1,7 миллиарда рублей в инфраструктуру этой чёрной денежной дыры. Частное софинансирование по двум новым предприятиям составит 800 миллионов рублей. При этом знаете сколько рабочих мест появится в Тольятти в результате этих колоссальных вливаний? Сейчас скажу… Только держитесь за стул, а то упадёте… 237 рабочих мест!!! Два с половиной миллиарда потратят, чтобы создать 237 рабочих мест! «Потрясающая» отдача! Десять миллионов на одно рабочее место. Слов нет.