Затраты на обслуживание муниципального долга Тольятти выросли в 24 раза по сравнению с 2011 годом – с 28,4 до 679 млн рублей.
А сам долг составляет уже почти 6 миллиардов рублей, что сравнимо со всеми собственными доходами города.
Занять, чтобы отдать
Конец года – традиционное время верстки бюджета. Однако в Тольятти сводить концы с концами становится все труднее. Вот и главной особенностью бюджета-2017 является дефицит средств и растущая стоимость обслуживания кредитов. Другими словами, долговые обязательства нашего города стремительно приближаются к уровню его доходов.
Так, в 2017 году поступления в бюджет запланированы на уровне 6,476 млрд рублей, расходы – 7,082 млрд. Дефицит составляет 606 млн рублей. При этом муниципальный долг достиг значения 5,893 млрд, на обслуживание которого (выплата процентов) потребуется 679 млн рублей. Пять лет назад, в 2011 году, проценты по кредитам составляли всего 28,4 млн рублей, в 24 раза меньше, чем заложено в бюджет 2017 года. И сейчас они практически сравнялись с размером бюджетного дефицита. То есть не было бы долга, не было бы и дефицита.
Каждый из нас экономист в той или иной степени, и от того, как мы сводим дебет с кредитом, зависит и наше собственное благополучие, и благополучие близких. Вот что в подобной ситуации обычно делают здравомыслящие люди? Правильно, ужимают статьи расходов и стремятся больше заработать. Однако в мэрии Тольятти, видимо, считают, что если платить по кредитам нечем, значит нужно занять ещё. Ведь отдавать долги будут совсем другие люди, поскольку срок полномочий нынешнего мэра Сергея Андреева истекает как раз в 2017 году. Да и в истории России не было еще прецедента, когда целый муниципалитет стал бы банкротом.
Почему снижаются доходы Тольятти?
Основной составляющей доходной части нашего бюджета (51,3%) является, как известно, налог на доходы физических лиц. Вот эти 13%, которые удерживаются из заработной платы тольяттинцев, поступают в городской бюджет. А с работой у нас в последнее время туго. Увеличилось число безработных. Размер оплаты труда на многих предприятиях значительно снизился. Так, по информации центра занятости, 40 предприятий городского округа Тольятти работают в режиме неполного рабочего времени или простаивают. На них 33 241 человек заняты неполную рабочую неделю, а 2 214 находятся в простое по вине работодателя. По этой причине доходная часть городского бюджета будет снижена почти на 200 млн рублей по сравнению с предыдущим годом и составит 3,1 млрд рублей.
Кроме НДФЛ к собственным доходам города относят поступления от других видов налогов – земельного, вмененного, на имущество физических лиц. Однако городской бюджет наполняется не только благодаря налогам, которые платят жители Тольятти. К доходной части муниципального бюджета относится и плата за размещение рекламных объектов, объектов нестационарной торговли, за аренду земельных участков и прочее.
Мимо казны
Однако в этой части наполняемость бюджета тоже крайне скудная. Зато СМИ периодически сообщают о том, что в мэрии Тольятти не могут посчитать все незаконно установленные рекламные объекты, с которых «кто-то» регулярно получает доход в собственный карман, минуя муниципальную казну. То в городской думе «воюют» против нелегальных автостоянок, с которых опять «кто-то» получает деньги. То, как сообщают уже правоохранительные органы, «должностные лица мэрии, используя служебное положение, под предлогом заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города, осуществляют сбор денежных средств с предпринимателей». То есть можно предположить, что в мэрии попросту «крышуют» владельцев передвижных тонаров с шаурмой, лотков с овощами, бочек с квасом и прочих нестационарных объектов.
То есть возможностей получать доходы у нашего муниципалитета предостаточно. Просто эти возможности выливаются в желание обогащения вполне конкретных людей, а не на благо города.
Что же происходит с населенным пунктом, когда его управленцы, действуя как временщики, разбазаривают доходы, превращая их в источник наживы. Как мы уже говорили выше, законодательно обанкротить целый муниципалитет в России невозможно. Наверное, пока. А вот зарубежный опыт показывает, что в городах-банкротах первым делом приходит в упадок коммунальное хозяйство, растет преступность и население пытается переселиться в другие, более благополучные места. Кстати, и в Тольятти на уборку дорог от снега будет заложено всего 16% от нормы. То есть горожане должны знать, кого им благодарить за то, что они не смогут вовремя добраться на работу. И это, похоже, только цветочки.
Комментарий
Алексей КРАСНОВ, депутат Самарской Губернской Думы:
– Бюджет нашего горда – это беда, которую не расхлебаешь и за год работы прокуратуры и следственных органов. Я уже говорил и буду говорить впредь: к тому, что происходит сейчас с Тольятти, действующая либеральная власть вела город все двадцать пять лет так называемой «рыночной демократии». Двадцать пять лет они распродавали городскую недвижимость: ликвидные помещения на первых этажах жилых домов, отдельно стоящие здания, землю. Всё это пускалось под молоток за копейки. И это несмотря на то, что сдача в аренду муниципальной собственности – по-прежнему часть доходов муниципалитета.
Представьте: если бы вся распроданная недвижимость сейчас бы находилась в собственности у муниципалитета. Это миллионы квадратных метров недвижимости! Да на деньги с её аренды город легко смог бы содержать всю городскую социалку! Но у тех, кто «управлял» городом все эти годы, не было ни желания, ни цели сделать город экономически эффективной системой. Распродать и скупить под видом приватизации, навариться на бюджетных потоках, бесконечные откаты и распилы – вот чем они занимались все эти двадцать пять лет пресловутого рынка. А теперь, когда промышленность забилась в конвульсиях, когда ВАЗ через суд уменьшил налогооблагаемую базу, с которой шли деньги в городской бюджет, когда безработица в нашем некогда процветающем городе достигла ужасающих размеров, – теперь стало ясно, что Тольятти превратили в город-побирушку, город-должник, и вся надежда у местной власти – на деньги вышестоящих бюджетов. А какова ситуация у вышестоящих бюджетов, нам всем известно! У Самарской области только обязательств по государственным ценным бумагам –
30,1 млрд рублей. Десятки миллиардов рублей задолжала сама Самарская область федеральному бюджету и коммерческим банкам ПАО «Банк ВТБ» и ПАО «Сбербанк России». О какой серьезной поддержке Тольятти регионом может идти речь?
В своё время, будучи депутатом Тольяттинской городской думы, я задался целью выяснить, кому тольяттинцы должны быть «благодарны» за то, что город сейчас погряз в кредитной кабале. Написал запрос в мэрию. И получил ответ, содержащий много всякой и разной информации… за исключением ответа на вопрос, кто персонально загнал город в долги. Круговая порука, знаете ли…
Самое плохое в этой ситуации, что «разбор полётов» на тему, кто довёл город «до ручки» и кто ответит за разрушение Тольятти, к сожалению, будет происходить в тот момент, когда дороги назад, в нормальный, цивилизованный, обеспеченный город уже не будет. Народ проснётся в последний момент, когда всё будет разворовано, распродано и разбазарено.