Целый год в Тольятти простаивают 66 новых квартир для работников бюджетной сферы – вот к чему привело разгильдяйство городских чиновников.
Достойная оплата труда и качественное социальное обеспечение работников бюджетной сферы – вопросы, которые в Тольятти и Самарской области не решались, пожалуй, десятилетиями. Сначала город и регион приходили в себя после перестройки, потом переживали лихие 90-е, за ними один за другим грянули два экономических кризиса, которые вновь отодвинули проблемы бюджетников с передовой. Как итог – учреждения бюджетной сферы Тольятти стали испытывать чудовищный кадровый голод. Наиболее красноречиво об этом свидетельствует ситуация в отрасли здравоохранения, которая хоть и перешла в подчинение Самарской области, но функционировать по факту продолжает на местах, в том числе на территории нашего с вами города. А значит, именно мы, тольяттинцы, остро ощущаем на себе все «прелести» медицины XXI века, когда к узким специалистам на прием надо записываться чуть ли не за год вперед, а за элементарные анализы и процедуры порой проще выложить ту или иную сумму, нежели месяцами дожидаться заветного талончика в регистратуре по месту жительства. Объясняется такое вопиющее положение не только системными перекосами и перегибами в отрасли, но и банальной нехваткой рабочих рук в белых халатах: стационарные учреждения здравоохранения Тольятти укомплектованы медицинскими кадрами лишь на 55%, амбулаторно-поликлинические комплексы – на 50%.
В стенах Тольяттинской городской думы неоднократно звучала одна простая мысль: для того чтобы привлечь в медицину города молодых специалистов и недостающие квалифицированные кадры, врачей надо чем-то замотивировать, заинтересовать. И одной заработной платой, пусть даже с хорошими выплатами, тут не отделаешься: иногороднему доктору вместе с семьей надо как минимум где-то жить. Да, в свое время муниципалитет пошел навстречу медицинским работникам и стал ежегодно закладывать в бюджет средства на компенсацию их расходов на аренду жилья. Но денег этих на всех не хватало, да и сумма компенсаций не позволяла покрывать затраты на съем квадратных метров полностью. А в этом году и вовсе соответствующая строка расходов в казне города была урезана решением парламентского большинства из «Единой России».
Спасением, пусть и не 100-процентной панацеей, в ситуации с кадровым голодом в медицине должен был стать первый в Тольятти 10-этажный дом социального назначения, построенный за счет средств бюджетов разных уровней на ул. Льва Толстого, 23. Работы по проектированию и строительству данного объекта были включены в муниципальную программу по стимулированию жилищного строительства. В 2013–2014 годах город и регион выделили на эти цели около 175 млн руб. Заказчиком строительно-монтажных работ, в соответствии с муниципальным контрактом, выступала мэрия городского округа в лице департамента градостроительной деятельности. Договор генерального подряда по итогам торгов мэрия подписала с ООО «СК «АТП-5». Планировалось, что новостройка общей площадью 4803 кв. метра и площадью жилых помещений 3070,9 кв. метра будет введена в эксплуатацию до конца 2014 года, чтобы уже в 2015 году все 66 квартир – 42 однокомнатные, 18 двухкомнатных и 6 трехкомнатных – нашли своих первых хозяев. Однако сдача дома растянулась почти на год и завершилась только 29 октября 2015 года выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Любому здравомыслящему человеку понятно: как только дом ввели в эксплуатацию, его следовало немедленно оформлять в муниципальную собственность, чтобы по завершении процедуры сразу приступить к распределению жилых помещений между работниками социально значимых отраслей – медиками, учителями, воспитателями и пр. А поскольку срок регистрации прав на недвижимое имущество в Самарской области составляет семь рабочих дней, при хорошем раскладе заселение новостройки на ул. Льва Толстого, 23, могло стартовать еще в конце 2015 года. Но этого, к сожалению, не произошло: пропустив все мыслимые и немыслимые сроки, первое заявление о регистрации многоквартирного дома, построенного за бюджетный счет, мэрия г.о. Тольятти подала в Управление Росреестра по Самарской области только 26 февраля 2016 года. Что помешало обратиться за регистрацией раньше – спросить об этом, наверное, следует у слаженной команды действующего мэра. Ее представители, к слову, умудрились так серьезно напортачить с документами, что и к середине нынешнего лета ни одна квартира на ул. Льва Толстого, 23, так и не стала объектом муниципальной собственности. При этом сами чиновники вины за собой вроде бы не видят и переводят стрелки на орган государственной регистрации – дескать, процесс оформления жилых помещений в многоквартирном доме подвисает по вине Росреестра, который без устали истребует в мэрии все новую и новую документацию. Федеральное ведомство, в свою очередь, на все обвинения отвечает категорически. По информации пресс-службы Управления Росреестра по Самарской области, орган государственной регистрации подробно разъяснил мэрии Тольятти, что документы на регистрацию прав, представленные муниципалитетом 26 февраля 2016 года, имели ряд принципиальных замечаний, не позволяющих в соответствии с действующим федеральным законодательством осуществить регистрацию прав. С тех пор прошло еще пять месяцев, и только 27 июля 2016 года мэрия повторно обратилась в Росреестр за оформлением 66 квартир и 1 нежилого помещения в муниципальную собственность.
Или новостройку нарочно не торопятся заселять, дожидаясь, когда застройщик ООО «СК «АТП-5»
окончательно обанкротится и не сможет компенсировать или устранить собственные недочеты, допущенные в процессе строительства? А такое развитие событий тоже не может быть исключено. И вот по какой простой причине. Дело в том, что параллельно с завершением строительства ход работ на ул. Льва Толстого, 23, с финансово-хозяйственной точки зрения оценила контрольно-счетная палата Тольятти. Выводы проверки оказались, мягко говоря, неутешительными. В частности, из материалов КСП следовало, что департамент градостроительной деятельности мэрии в роли заказчика строительно-монтажных работ не спешил всецело контролировать деятельность АТП-5. Поэтому мэрия, например, выплатила застройщику 7 млн руб. за работы, которые либо вообще не начинались на момент оплаты, либо не были выполнены в полном объеме?
Был в отчете КСП и другой показательный факт: так как ООО «СК «АТП-5» нарушило условия контракта и не сдало дом в эксплуатацию до конца 2014 года, департамент градостроительной деятельности в качестве заказчика мог и должен был истребовать с генерального подрядчика 18,9 млн руб. неустойки и 1,3 млн руб. пеней. Но на момент проверки КСП в 2015 году претензионно-исковая работа даже не начиналась, хотя уже тогда было известно: АТП-5 прочно водрузилось на рельсы банкротства и сходить с заданного направления видимо не собирается. Стало быть, чиновникам-градостроителям следовало торопиться, но те, похоже, даже не планировали «напрягаться». А уже сейчас финансисты мэрии говорят, что с АТП-5 можно взять разве что ведро ржавых гвоздей. Значит, на бюджетном доме по ул. Льва Толстого, 23, муниципалитет потерял в виде неустойки и пеней около 20 млн руб. И это – самые скромные подсчеты! Ведь дом целый год простаивает. Физическое и техническое состояние квартир неизвестно. И можно только догадываться, какие сюрпризы будут поджидать новоселов, которые рано или поздно все-таки въедут на бюджетные квадратные метры. А сюрпризы, надо полагать, непременно появятся, ведь именно ООО «СК «АТП-5» в 2012 году построило и сдало в эксплуатацию печально известное здание детского сада «Ладушки» на Солнечном бульваре, 3, в Автозаводском районе, где сразу же стала протекать крыша, капремонт которой оценили в этом году в 14,2 млн руб. Но одно дело – садик на 250 мест и совсем другое дело – 10-этажный дом на 66 квартир, ремонт которых, в случае чего, будет стоить городской казне не один десяток миллионов рублей. А ведь всего этого можно было избежать, прояви чиновники должную расторопность и решительность. Или правильно говорят: ищи кому выгодно?