Вы сейчас просматриваете Экономия мэрии…бессмысленная и беспощадная?

Экономия мэрии…бессмысленная и беспощадная?

Попытка заставить детсады и школы зарабатывать потерпела фиаско: больше половины образовательных учреждений Тольятти рискуют не приступить к работе 1 сентября

При формировании бюджета г.о. Тольятти на 2016 год чиновники из команды мэра Сергея Андреева совершили фатальную ошибку, плоды которой теперь пожинают многочисленные учреждения социальной сферы: общеобразовательные и спортивные школы, детские сады, учреждения культуры, физкультуры и спорта. Финансисты и экономисты мэрии, руководствуясь, пожалуй, всем, чем угодно, за исключением здравого смысла, заранее предусмотрели, что самые зависимые от бюджета отрасли не получат в полном объеме средства на оплату коммунальных услуг, таких как тепло-, водо- и электроснабжение.

В денежном эквиваленте недофинансирование расходов на расчеты с поставщиками энергоресурсов составило 90 млн руб. Больше всего пострадал самый массовый социальный сектор – детские сады, школы и учреждения дополнительного образования: им на оплату «коммуналки» не хватает 78 млн руб. (20%); второе место у отрасли физической культуры и спорта – 11 млн руб. (24%); замыкают тройку учреждения культуры – 2,5 млн руб. (17%).
Но самое интересное и, прямо скажем, шокирующее в другом: вместо того чтобы самим спасать социальную сферу от краха и изыскивать недостающие источники финансирования, тольяттинские чиновники опять переложили проблему с больной головы на здоровую и распорядились, чтобы отрасли принялись развивать коммерческую деятельность и за счет этого собственными силами зарабатывали на оплату коммунальных счетов. Аренда имущества и платные услуги – вот ключевые ресурсы детских садов и школ всех видов, которые, по мнению мэрии, способны вытащить соцсферу из кризиса.
Ничего не скажешь – идея прямо-таки «революционная». Но с какой, простите, стати учредитель в лице мэрии снимает с себя всякую ответственность за обеспечение бесперебойной работы социально значимых отраслей? И по какой такой причине родители школьников и воспитанников детских садов должны рублем отвечать за головотяпство городских чиновников, которые оказались не в состоянии грамотно сформировать годовой бюджет?
Но мэрию эти вопросы, похоже, не слишком тревожат. Так, заведующим дошкольных образовательных учреждений, например, было рекомендовано расщеплять родительскую плату за присмотр и уход за воспитанниками и часть этой суммы направлять на оплату тепла, воды и электричества. Неважно, что за приобретение чистящих и моющих средств, туалетной бумаги, посуды и прочих хозяйственно-бытовых мелочей родители и так платят минимум – около 8 руб. в месяц за каждого ребенка. 3% от этой мизерной суммы садики вынуждены отправлять коммунальщикам. А туалетную бумагу и мыло родители, дескать, и сами в состоянии принести: не захотят же они, чтобы их дети находились в антисанитарных условиях.
По истечении полугода стало окончательно понятно: гениальный план команды Андреева с треском провалился. Так, руководитель департамента образования Татьяна Терлецкая на заседании комиссии городской думы по социальной политике открыто признала, что 78 млн руб. для учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования – сумма неподъемная. Собрав воедино все возможные источники доходов, в департаменте пришли к выводу, что отрасль сможет заработать за год максимум 45 млн руб. Да и те – исключительно в теории. Практика же, сложившаяся за шесть месяцев, дает понять: выполнение финансового плана осилят не более 20% подведомственных департаменту образования учреждений. Остальные 80% детских садов и школ попадают в безвыходную ситуацию: не исключено, что часть из них элементарно не откроется в новом учебном году.
По данным департамента образования, в Тольятти уже появились образовательные учреждения, чьи счета заблокированы по решению судов из-за наличия задолженности по оплате коммунальных ресурсов. Де-юре счет пока идет на единицы, де-факто – каждое образовательное учреждение зачастую включает в себя не менее двух зданий, а то и больше. Соответственно, чем больше исполнительных листов поступит в мэрию (а судебные разбирательства продолжаются), тем больше школ и садиков лишатся возможности вести хозяйственную деятельность: чинить трубы в ходе подготовки к отопительному сезону, закупать москитные сетки по новым требованиям образовательных стандартов, производить ремонт помещений и пр.
Уже сейчас руководители многих образовательных учреждений констатируют, что вынуждены ходить на поклон к финансистам и экономистам мэрии, чтобы те разрешили им купить банку-другую краски на косметический ремонт классов, рекреаций и пр. Доходит до абсурда: идти в мэрию с протянутой рукой директор школы должен даже в том случае, если на счет учреждения «свалился» какой-нибудь целевой благотворительный взнос, предназначенный, скажем, исключительно на новые парты. Говорят, что даже такие целевые средства финансисты требуют использовать для расчетов с ресурсо­снабжающими организациями.
В стенах гордумы из уст чиновников от образования прозвучала и другая обескураживающая информация: оказывается, проблемы удалось бы избежать, если бы мэрия изначально грамотно сформировала нормативы подушевого финансирования образовательных учреждений из расчета на одного ребенка. По логике вещей, разработчики должны были внимательно просчитать все составляющие, включить их в норматив и, исходя из полученной суммы, закладывать средства в расходную часть городского бюджета на 2016 год. Но мэрия заморачиваться не стала и пошла от обратного: сначала чиновники определились с суммой, которую бюджет готов потратить на образовательные учреждения, а затем бесхитростно подогнали под неё норматив. Не учитывая при этом, что какие-то школы загружены на 100% или переполнены, а другие, наоборот, при аналогичных занимаемых площадях испытывают невосполнимый недостаток в обучающихся.
 Наглядный пример – школа в микрорайоне Поволжском, получившая в результате оптимизации два здания вместо одного. Посещаемость учреждения – 430 человек, хотя оба здания рассчитаны в общей сложности на 1825 детей. Как ни крути в этой ситуации норматив, а на оплату «коммуналки» денег у школы при нынешнем раскладе не хватит: нельзя же, скажем, отапливать одни этажи и замораживать другие. Самое разумное в данном случае – либо заранее разработать повышающие коэффициенты нормативного финансирования для подобных проблемных школ, либо исключить оплату коммунальных услуг из нормативов, что уже сделали в соседней Самаре. Но к тольяттинским чиновникам обе мысли пришли почему-то только сейчас, когда руководители отраслей открыто заявляют: к сентябрю-октябрю лимиты финансирования иссякнут, так что учреждениям образования, культуры, физкультуры и спорта не с чем будет входить в отопительный сезон. Да и неясно вообще, откроются ли школы, садики и секции с 1 сентября, если надзорные органы сочтут их неготовыми к новому учебному году. А такая перспектива тоже есть, если финансисты не прекратят вставлять палки в колеса и требовать, чтобы каждую копейку учреждение немедленно тратило на оплату коммунальных услуг.