Вы сейчас просматриваете АВТОВАЗ — амбиции и реальность

АВТОВАЗ — амбиции и реальность

Почему давно пора переосмыслить роль автозавода в общественно-политической жизни Тольятти

В этом году АВТОВАЗу исполняется 50 лет, и всем совершенно очевидно, что к своему юбилею предприятие подходит в самом печальном состоянии. За всю свою пятидесятилетнюю историю АВТОВАЗ не знал кризиса, подобного происходящему в настоящее время. Здесь никогда не работало так мало людей, как сегодня. Статус рабочего автозавода никогда за 50 лет не был так низок и непрестижен, как сейчас. АВТОВАЗ уже давно не тот, что был когда-то. Но вместе с тем руководство ВАЗа требует особого к себе отношения, хотя предприятие уже давно не воспринимается как «завод-кормилец». Низкие зарплаты, которых едва хватает на еду и кредиты, тяжелые условия труда и отсутствие какой-либо альтернативы – вот суровая реальность большей части трудового коллектива бывшего автогиганта, который стремительно превращается в автосреднячка, а то и в автокарлика отверточного типа. Жизнь рабочих уже давно превратилась в борьбу за выживание.

Что говорят о ситуации на АВТОВАЗе сами рабочие
Ну, начнем с того, что к АВТОВАЗу сегодня в очередной раз приковано повышенное внимание федеральных СМИ. Поводом к тому послужили гигантские убытки предприятия, смена генерального директора и сокращение численности персонала, которое превратило Тольятти в город безработных.
Вот что рассказывают рабочие АВТОВАЗа на страницах федеральных СМИ: «Раньше на АВТОВАЗе работать было престижно, а теперь банки не выдают сотрудникам ни ипотеку, ни кредиты. При пятидневном графике я получал на руки 24 тыс. руб. Потом работать мы стали по четыре дня в неделю, и денег стало резко меньше. При этом 10 тыс. руб. я отдаю за ипотеку, которую еще платить и платить. Когда-то нам обещали, что индексация будет проводиться раз в три месяца, потом раз в полгода, потом – раз в год. Последний раз индексацию сулили в прошлом сентябре, но ничего особо не изменилось.
Если я раньше в час получал 79 рублей, то теперь стало 80 рублей. На фоне инфляции прибавка не очень. Зато есть штрафы – за прогул, опоздание, простой оборудования. Многие надбавки с приходом Бу Андерссона срезали. У моей жены материально ответственная должность на заводе, через нее проходит продукция стоимостью миллионы рублей, а чистый заработок – 16–17 тыс. рублей. Ее подруги-девчонки получали куда меньше – по 13 тысяч при пятидневке, а какая сейчас у них зарплата, даже подумать страшно.
Поэтому молодежи тут работать уже не хочется – это выживание, а не жизнь.
Из тех, кто попал под недавние сокращения, только единицы нашли постоянную работу.
Друзья калымят, как могут. Кто-то работает электриком, кто-то таксует, еще один оформил пенсию по уходу за инвалидом. У меня в бригаде было 12 человек, которые были прикреплены к конкретному оборудованию, они занимались ремонтом и обслуживанием. Сейчас нас осталось четверо. А бывает, что приходится работать вдвоем-втроем. И нужно успевать все за четыре дня. Вот, к примеру, я, как электрик, по правилам техники безопасности не могу работать один в действующей электроустановке. Но мой напарник сидит в зале за пультом управления и не может оттуда отлучаться. И как мне проводить ремонт? Вот и получается, что работы меньше не стало, а зарплата сократилась. Но после увольнений людям могли бы сделать достойную прибавку. В общем, завод держится на патриотизме, без него давно бы все развалилось».
«Когда на АВТОВАЗ приезжал Дмитрий Медведев смотреть на XRAY, был просто цирк, – рассказывает рабочий Александр, который был очевидцем событий. – Медведев пошел по ветке конвейера, но в форму рабочих переодели мастеров и начальников цехов. Дали им гайковерты, с которыми те делали вид, что работают».
Почему так? А если бы он подошел к простому человеку и тот все это высказал в присутствии руководства, как бы Медведев отреагировал? Никто не знал и проверять не захотел.
К тому же не всегда приходится заниматься квалифицированным трудом. Так, в цеху, где ремонтируют прессы, за работниками закрепили по лестничному пролету и туалету, поскольку всех уборщиц сократили. Вот и получается, что сейчас электрики, ремонтники, слесари, специалисты шестого разряда должны мыть полы. У всех по два высших образования, а они с тряпками ползают.
Недавно девчонка сфотографировала разваленный туалет, выложила фотографию в группу «ВКонтакте». Так ее уволили через три дня. Прокуратура посчитала, что она нарушила корпоративные правила. Не дай бог, где-то скажешь чего-то лишнего – уволят. А деваться-то некуда. На профсоюз надежды нет».
Лена из цеха В0 связана с АВТОВАЗом уже четвертый год. Она одна воспитывает двоих взрослых сыновей, поэтому в своей работе ценит в первую очередь стабильность: «Раньше люди шли на завод за стабильностью, так поступили и мои родители – отработав несколько лет, можно было рассчитывать на квартиру. Были детские садики, поликлиники, турбазы АВТОВАЗа. Все это начало разваливаться еще до прихода иностранцев.
Сейчас на заводе много молодежи, но все они работают практически забесплатно, все боятся пинка под зад, ведь за забором стоят сотни таких же, но без работы. Найти работу в Тольятти трудно. А идти дворником или посудомойкой за меньшие деньги тоже не хочется. Кто-то переезжает в другие города, но получается это далеко не у всех – нужно обосноваться, найти работу».

Зачем АВТОВАЗ выдвинул в Госдуму мастера?
И вот на фоне таких откровений рабочих в июне российские СМИ облетела новость – АВТОВАЗ внезапно решил выдвинуть в Госдуму «простого рабочего». Правда, мастер – это не «простой рабочий», но тем не менее в политике автозавода это нечто новое, ранее предприятие выдвигало на выборы различных уровней людей, занимавших на АВТОВАЗе должность не ниже начальника производства.
Мастера Владимира Держака поддержали сразу два авторитета первой величины – новый президент АВТОВАЗа Николя Мор и губернатор Николай Меркушкин. При этом губернатор делает вид, что инициатива выдвижения представителя трудового коллектива завода в Госдуму идет снизу и принадлежит самим заводчанам, якобы она была озвучена
5 июня во время празднования Дня города Тольятти. По этому случаю 21 июня в заводоуправлении прошла конференция трудового коллектива предприятия, куда лично приехал сам губернатор.
Председатель «розового» проф­союза АСМ Сергей Зайцев заявил, что мастер Держак нужен в Госдуме, чтобы «решать проблемы АВТОВАЗа»:
– Все мы привыкли, что кандидатов в депутаты выдвигают политические партии, которые руководствуются своими собственными интересами. Мы решили пойти своим путем и выдвинуть своего кандидата, который сможет напрямую общаться с руководством страны и вместе с губернатором решать проблемы АВТОВАЗа.
Это совершенно удивительное заявление, так как ранее Николай Меркушкин не производил впечатления человека, которому для «решения проблем АВТОВАЗа» нужен помощник в лице мастера цеха.
Линию партии и правительства уже в полной мере прочувствовал и француз Николя Мор, который горячо поддержал эту идею:
– АВТОВАЗ всегда может рассчитывать на поддержку губернатора Самарской области и федерального правительства. Наше предприятие имеет огромное значение как для города, так и для региона, – сказал он. – Я считаю, что самый крупный трудовой коллектив России должен иметь своего представителя в Государственной Думе.
По всей видимости, губернатор и Николя Мор уже забыли о том, что в Государственную Думу решено было отправить другого вазовца: праймериз «Единой России» за право баллотироваться по одномандатному округу выиграл действующий депутат Думы г.о. Тольятти и советник вице-президента АВТОВАЗа по социальной политике Владимир Бокк. А мастер Держак в праймериз даже не участвовал. Что же получается, в победу Бокка его партийное и заводское руководство не верят, раз о нем забыли уже на старте предвыборной кампании?
Вызывает вопросы и загадочная фраза Николая Меркушкина о том, что «необходимо на федеральном уровне создать лобби, которое займется решением вопросов, связанных с автозаводом». В этой связи напомним, что в Госдуме на сегодняшний день Самарскую область представляют восемь депутатов, да плюс два сенатора в Совете Федерации. И что – губернатор до сих пор не создал из этих людей лобби? Вся надежда только на мастера Держака?

Новые реалии АВТОВАЗа
Мастер Держак, по всей видимости, просто добросовестный работник, трудяга, непьющий, морально устойчивый и политически благонадежный. Это заведомо зависимый человек – как и столь любимые губернатором Меркушкиным кандидаты в депутаты из бюджетников, из учителей и врачей. Не вина мастера Держака в том, что его бросают в бой – просто кто-то должен быть крайним, на кого-то надо будет взвалить ответственность за проигрыш. Партийные и заводские функционеры сами не хотят отвечать за результат, для них ставки слишком велики, им есть что терять. Выдвинуть на выборы неизвестного мастера, а потом забыть о нем – вот нехитрая стратегия, рожденная прямо на ходу (ведь мастера Держака даже не выдвигали на праймериз, что свидетельствует о спонтанности и импровизационном характере его выдвижения).
АВТОВАЗ все еще по привычке называют градообразующим предприятием, вот только города, в которых есть градообразующие предприятия, называют моногородами.
Говорят, мол, если мы не хотим быть моногородом, то у нас не должно быть градообразующих предприятий. Но АВТОВАЗ по факту уже и не является градообразующим предприятием. Это уже давно не тот знаменитый на весь Союз Волжский автозавод имени 50-летия СССР, которым гордилась вся страна, а каждый мальчишка мечтал приехать в Тольятти, устроиться на автозавод, купить машину, получить квартиру, завести семью. К своему юбилею АВТОВАЗ измельчал – и в количестве произведенных и проданных автомобилей, и в количестве рабочих мест, и в уровне зарплат.
Сегодня АВТОВАЗ – это просто один из заводов Тольятти. Да, самый большой, но всего лишь один из многих. Это факт, который всем нам еще предстоит осознать. Но когда это произойдет, для нас станет очевидным, что заводское руководство все еще пытается занимать в общественной жизни Тольятти, Самарской области да и всей страны место, которое не соответствует масштабам его фактической экономической деятельности. Они все еще бредят созданием «лобби в Госдуме» – хотя ничего не мешало создать это лобби десять, двадцать и даже тридцать лет назад. АВТОВАЗ спасают всей страной, завод и так получает государственные деньги для компенсации своих убытков, без всяких «лобби в Госдуме». И единственное, что мы, граждане Тольятти и России, ждем от руководства и хозяев АВТОВАЗа взамен, – что АВТОВАЗ перестанет быть источником армии безработных. И это работа, которая должна происходить внутри АВТОВАЗа, а не за его пределами. Спасением АВТОВАЗа надо заниматься на предприятии, а не на Охотном Ряду.