На минувшей неделе стало известно о том, что мэрия намерена закрыть детскую библиотеку, расположенную по адресу: ул. Мира, 100.
Главная претензия чиновников заключается в том, что библиотека расположена на первом этаже, в квартире жилого дома. По их мнению, это место не подходит детям для чтения книг. Пугает их также нарушение санитарных и пожарных норм. То, что данное учреждение находится там с 1979 года, во внимание не принимают, равно как и то, что заведение востребовано школьниками и воспитанниками нескольких детских садов. По словам библиотекаря Валентины Тюриной, ежедневно библиотеку посещает порядка 50–60 человек. В общей сложности там обслуживается 800 человек, включая учащихся школ № 9, 20, 85, 19, 13, 91, 1.
Еще одним аргументом в пользу закрытия служит плохое состояние самого помещения. Правда, это вопрос спорный. По словам очевидцев, побывавших не так давно в «читальне», залы находятся в пригодном для посещения состоянии, а в одном из них был совсем недавно сделан ремонт.
Фонд детской библиотеки уникален. Например, раздел краеведения хранит книги, которых больше нет ни в одном городском книжном фонде. Всего же в распоряжении юных читателей находится порядка 33 тысяч самых разных книг на любой вкус.
Спасти учреждение могли местные чиновники и представители Тольяттинской городской думы. Так, 7 июня в ее стенах побывал спикер местного парламента Дмитрий Микель, вместе с выездной комиссией парламентариев. К ним же присоединились директора близлежащих школ и местные жители, чьи дети являются частыми гостями библиотеки.
К моменту визита чиновников и депутатов у библиотекаря Валентины Тюриной на руках находилось уведомление за подписью директора МБУ «Объединение детских библиотек» Марины Козловой. В нем говорится, что библиотека переедет в Комсомольский район на ул. Ярославскую, 27, и что в случае несогласия библиотекаря со сменой места работы она будет уволена. При этом совсем неподалеку, на ул. Голосова, 20, имеется подходящее помещение, которое находится как раз в распоряжении местного муниципалитета. Почему нельзя переселить библиотеку туда, остается загадкой.
Комментарий
Алексей КРАСНОВ, депутат думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):
– Ну, что я могу сказать? Развал системы образования в нашем городе продолжается.
Суть истории проста: на улице Мира, 100, есть четырёхкомнатная квартира, в которой с незапамятных времён размещается детская библиотека. Я так понял, лет уже сорок как размещается. И вот теперь чиновники мэрии очень сильно озаботились санитарным и противопожарным состоянием этой библиотеки. Мол, всё очень плохо: и решётки на окнах неправильные, и пожарного выхода нет. Детям, как считают мэрские чиновники, там находиться нельзя, и поэтому нужно срочно библиотеку закрыть, помещение отдать в казну (а потом, видимо, приватизировать и продать). Фонды этой библиотеки (то есть книги) мэрские сотрудники решили раскидать по другим библиотекам, а вывеску перевезти в Комсомольский район.
7 июня, во вторник, состоялось выездное заседание комиссии по социальной политике. Были мы, депутаты, и в этой библиотеке на Мира, 100, затем и через дорогу в здании на Голосова, 20, куда планируют отправлять местных малышей за книжками…
За то время, пока шла комиссия, я услышал очень много «новых» и действительно «оригинальных» мыслей по поводу образования, большая часть которых меня повергла в состояние культурного и педагогического шока. Ну, например, что в библиотеках читальный зал – это какое-то не очень нужное место и что основную территорию тольяттинских библиотек нужно превратить в некое культурно-рекреационное пространство. А для тех, кто хочет почитать в тишине, есть какие-то отдельные маленькие комнатки «экологического назначения».
Также Александром Родионовым на полном серьёзе была озвучена мысль, что сегодня, в век научно-технического прогресса, образовательная модель заключается в том, что чтение литературных произведений должно происходить на диване с планшета, «где можно будет при помощи Интернета найти любую нужную книгу». Все отзываются об Александре Геннадьевиче как об очень хорошем директоре-управленце. Видимо, не зря, но с его педагогическими «новациями» я категорически не согласен. Я пропущу тот момент, что школьник вместе с «Приключениями Гулливера» запросто сможет скачать из Интернета и парочку порнофильмов, но обращу внимание на другое: кому как не Александру Геннадьевичу не знать, что в природе имеются три версии «Приключений Гулливера»: для малышей (адаптированная версия), для школьников (менее «отрихтованная») и полная – для взрослых. Так вот я сильно сомневаюсь, что ребёнок осведомлён о наличии трёх разных версий этой книги. И я полностью уверен, что в поисковик Интернета он будет забивать просто фразу «Приключения Гулливера» и получит, скорее всего, не адаптированный для детей взрослый изначальный текст.
Далее, как оказалось, двадцать лет – это большой срок, и за это время всё настолько сильно изменилось, что ну совершенно невозможно оставлять всё как есть, а обязательно нужно всё прореформировать. Но не в смысле обновления книжного фонда. Нет. По замыслам чиновников, нужно менять сами тысячелетние принципы библиотечного дела…
Насколько я понял, реформаторский зуд – это такая болезнь чиновничества вообще. Ведь в условиях постоянных изменений чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно дать оценку происходящему. Поэтому для чиновника самая лучшая возможность не дать другим уличить себя в воровстве, некомпетентности и просто глупости – это возможность постоянно запускать всё новые и новые реформы.
Но это я отвлёкся. Вернёмся к библиотеке…
Когда председатель Родионов начал зачитывать решение комиссии, я выступил резко против и задумки мэрии и, собственно решения, подготовленного аппаратом думы. Вместо того чтобы позволить мэрии отнять помещение у объединения детских библиотек и разбрасывать книжные фонды по окрестным библиотекам, я предложил депутатам зачеркнуть всё решение, подготовленное работниками думы к голосованию, и проголосовать за другое, в котором будет четыре пункта: во-первых, оставить помещение на Мира, 100, в ведении объединения детских библиотек; во-вторых, силами мэрии подготовить необходимую документацию для ремонта помещения – голосование собственников, проектирование и так далее; в-третьих, осуществить ремонт помещения для приведения его в необходимое санитарное и противопожарное состояние; и, в-четвёртых, перенести читальный зал детской библиотеки на Голосова, 20, оставив на Мира, 100, детский абонемент.
Ну, разумеется, депутаты от «Единой России» проголосовали против моего предложения (за исключением Артёма Анисимова, который воздержался). И сразу после этого единороссы слились в экстазе единодушия с чиновниками мэрии, проголосовав за отнятие помещения у детской библиотеки на Мира, 100. Соль всей этой ситуации заключалась в том, что двое из проголосовавших – действующие директора тольяттинских школ. При этом, насколько я знаю, директора школ, находящихся в непосредственной близости от библиотеки на Мира, 100, высказались за сохранение библиотеки именно по соседству с учебными учреждениями. Но их мнение, видимо, мэрию и депутатов-единороссов особо-то и не интересует.
В любом случае теперь библиотеки в шаговой доступности у детей не будет. А что там будет, пока неизвестно. Поживём – увидим, чем разродятся господа тольяттинские чиновники.