Вы сейчас просматриваете Территория опережающего вранья

Территория опережающего вранья

Тольятти – лидер по созданию инновационных площадок. ОЭЗ, IT-парк, ТОР… Только жить в нашем городе простому работяге год от году всё труднее и труднее. Аккурат перед выборами власти снова обещают создание очередных 20 тысяч рабочих мест в особой зоне.  Стоит ли ожидать промышленного бума, если опыт предыдущих лет показал более чем убогие результаты?

Сергей Фролов

ОСОБОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Помните, с какой помпой преподносилось создание особой экономической зоны? Местные СМИ формировали стойкое ощущение, что проект способен превратить в цветущий оазис если не всю Самарскую область, то как минимум Тольятти. Называемые рекордные суммы, пущенные на это дело, обнадеживали: на создание ОЭЗ будет потрачено 13,6 млрд рублей из различных источников, все безработные жители будут обеспечены работой, а к 2030 году резиденты создадут 30 тыс. рабочих мест. Вот многим и верилось в светлое завтра. Завтра стало сегодня, а рассвет в нем так и не забрезжил. Даже, я бы сказал, стало темнее…
Долго ли, коротко ли, но миновал 2014-й – год официального запуска ОЭЗ «Тольятти», в 2015-м прошел пуск первой очереди. На дворе 2016-й. Что имеем? Резидентами ОЭЗ являются 17 компаний (кстати, столько же их значилось и в 2013-м). А что же по основному показателю – созданию рабочих мест?
«Сейчас в ОЭЗ трудятся порядка 2500 человек, – с бодрым оптимизмом и без тени смущения рапортует генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексей Пахоменко. – Это цифра сформирована с учетом рабочих мест, организованных компаниями-резидентами и подрядными строительными организациями».
Но постойте, господин Пахоменко! Зачем же нам говорить про подрядные строительные организации? Рабочие места строителей следующей очереди зоны – это рабочие места временные. Строительный этап неизбежно закончится, и придётся подводить гамбургский счёт.
Итак, в ОЭЗ на данный момент «вбухано» порядка 12 млрд рублей. Так сколько же реальных же рабочих мест, созданных резидентами, имеется в особой экономической зоне? Приготовьтесь услышать сокрушительную цифру. За 12 000 000 000 (миллиардов) рублей ОЭЗ дал выхлоп всего в 293 рабочих места!
Поражает перспективность и отдача вложенных инвестиций. Ведь получается, что на создание одного рабочего места особые экономические инноваторы потратили порядка 40 миллионов рублей! Эффективно работаем, господа! Так держать! Даёшь к 2020 году стоимость одного рабочего места в 200 миллионов рублей! Знакомясь с этими цифрами, сразу понимаешь, почему зона эта не просто «экономическая», но ещё и «особая». Судя по всему, простая экономика в этом месте не действует.

ТЕХНОПАРК БУМАЖНЫХ ПАПОК И АРЕНДЫ
Помимо особого экономического недоразумения, о котором мы только что рассказали, есть у нас в Тольятти еще и аж целый технопарк. От строгого и безумно футуристического названия заведения каждого тольяттинца сразу бросает в дрожь и священный трепет. Слыша слово «технопарк», каждый тольяттинец понимает, что уже давно мы все живём в развитом информационном обществе, и Япония со своими достижениями просто нервно курит в сторонке.
«Мы соберём более 100 успешных и прорывных компаний! Перспективные стартапы. Опытные лидеры инновационного бизнеса. Хочешь оказаться среди них? Стань резидентом – обменивайся опытом, найди заказчиков и единомышленников, включайся в глобальные проекты!» Так гласит заглавная страничка сайта «Жигулёвской долины». Одно пугает, что по прошествии стольких лет истории «прорывного проекта» он по-прежнему не «собрал», а всего лишь «соберёт»…
Для знакомства с тем, какие именно прорывные и инновационные проекты реализуются на территории технопарка, движемся по сайту дальше. Целых пять направлений инновационной деятельности резидентов представляет нам «Жигулёвская долина»: информационные и телекоммуникационные технологии, транспорт и космические разработки, энергоэффективность и энергосбережение, химия и разработка новых материалов, биотехнологии и медицина. И вот в направлении «Транспорт и космические разработки» мы находим проект ООО «Профтруба». Непонятно, каким образом производство профильных труб и гнутых профилей для отраслей промышленности относится не то что к космической промышленности, но и к транспорту вообще.
Кроме этого, по мнению ряда экспертов, в «Жигулёвской долине» часто устаревшие и никому не интересные проекты могут признавать инновационными – этим с нашим корреспондентом поделился один из резидентов «ЖД», пожелавший остаться неизвестным. – При этом, со слов анонимного источника «ТН», автор такой разработки получает финансирование из госбюджета и делится деньгами с теми, кто помог ему стать грантообладателем. Однако дальше дело не идет: проект остается лишь проектом, красиво оформленным на бумаге. При этом основная функция технопарка, по сути, сведена к аренде офисов различными фирмами. Вот такие инновации!

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ВРАНЬЯ?
На фоне таких вот неоднозначных результатов особой экономической зоны и технопарка «ЖД» мы все чаще слышим новую аббревиатуру ТОР – территория опережающего развития, которую ряд политиков и экономистов уже окрестили «территорией опережающего разграбления». Про законодательные и другие минусы ТОР «Тольяттинский навигатор» уже писал в прошлый раз. Сегодня же мы поразмышляем о «социальном эффекте» от проекта.
Как только были подписаны документы, разрешающие ТОР в Тольятти, тут же власти всех уровней впали в откровенную маниловщину. Губернатор сразу же заявил, что в ТОР будут созданы 20 тыс. рабочих мест. Через неделю сотрудники мэрии с разных трибун заговорили уже про 24 тыс. рабочих мест. И это учитывая то, что никаких планов, проектов, смет и резидентов ещё нет. Нет ещё ничего, кроме нескольких закорючек на сомнительной бумажке, но уже все наперебой называют конкретные цифры. Откуда берутся эти цифры? Правильно – от балды!
Главный лоббист ТОРа – руководитель департамента экономического развития мэрии Дмитрий Богданов. По его словам, в отличие от ОЭЗ, где необходимо с нуля построить объект, завезти оборудование и наладить производство, резиденты ТОР могут использовать уже готовые помещения, расположенные в границах города. Таким образом, компании-производители могут арендовать либо купить уже готовое помещение, завезти оборудование на сумму, превышающую минимальный объем инвестиций, и сразу начать работать. Так вот, наверное, зачем нужно было банкротить «АвтоВАЗагрегат» и разрушать Волжский машиностроительный завод? Чтобы их площади на льготных условиях арендовали иностранные производители автокомпонентов? Чтобы своих выжить, а чужих пустить? Да еще и, видимо, «заработать» при этом? Депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Николай Арефьев называет закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» апофеозом масштабного разграбления России и сравнивает эффект от него с возможностью отторжения территорий. Как уже было. С Аляской. Ее тоже отдавали в аренду. И что с ней стало?

…Тольятти сегодня называют лидером по числу создания инновационных площадок. Только кому от этого лучше? Я знаю кому. Чиновникам, которым есть чем отчитаться «наверх». Депутатам от партии власти, которым есть что «залить в уши» избирателям. Иностранцам, которые смогут за наши же с вами деньги и на наших с вами горбах въехать в светлое капиталистическое завтра.

Комментарий

govorkov

Геннадий Говорков, помощник депутата Государственной думы Леонида Калашникова

– Любой кризис является руко­творным. Нынешний кризис – в том числе. Под лживую песню о кризисе и иностранных санкциях из бюджета страны, из наших с вами налогов были выкачаны на офшорные счета российских олигархов триллионы рублей. Под прикрытием кризиса приватизируют остатки государственной собственности в алмазодобывающей и нефтяной промышленности. Силуанов честно признался, что либеральное правительство Медведева «справляется» с кризисом за счёт того, что оно вот уже три года забирает наши с вами пенсии из большого правительственного кошелька – Пенсионного фонда РФ. А всё остальное просто распиливается и растаскивается. Народ скатывается в нищету, со дна поднимается муть, в которой разномастному жулью очень легко ловить рыбку.
Кризис в Тольятти стал родной матерью для разного рода мошенников. Всякие «Старт-группы» и «Акруа финансы» кинулись обирать ошалевших от безнадёги граждан, затаскивая их в финансовые пирамиды, подставляя под многомиллионные кредиты и «чёрных риелторов». Ссылаясь на кризис, чиновники и депутаты власти принялись урезать финансирование важнейших отраслей, на которых держится будущее благополучие общества – медицину и образование. Кризис позволяет «без оглядки» затыкать рты недовольным, врать и лжесвидетельствовать. Кризис же на дворе!
Теперь ещё вот и эта «территория опережающего разграбления».
Двадцать пять лет эти псевдолибералы приватизировали – то есть растаскивали за бесценок народное добро. Они рассовали по своим карманам всю городскую недвижимость, акции городских предприятий. Что не смогли купить – разорили и заместили своими фирмёшками. И вот теперь они хотят запустить свои алчные ручонки дальше – в промышленность, в земли, в бюджет. Им нужно отстроить себе заводы за наш счёт, потом их приватизировать, как они сделали с электрическими и тепловыми сетями. Они не хотят платить налоги, и ТОР им это позволит. Они хотят развиваться и торговать, выплачивая белым тольяттинским рабам нищенскую зарплату. Ведь есть пример – ВАЗ, где несогласным систематически не выплачивают зарплату, где в угоду своей дури и всевластью нарушают Конституцию России, где берут миллиардные подачки из федерального бюджета, показывают многомиллиардные убытки и тут же заключают контракты с пиарщиками и логистами на сотни миллионов долларов, где проводят унизительные флешмобы и нагло врут в лицо президенту страны, где увольняют десятками тысяч и при этом цинично говорят о социальной ответственности предприятия.
Я не просто сомневаюсь в том, что ТОР-Тольятти даст 20 тыс. рабочих мест. Я на 100% уверен в том, что это – предвыборный проект облажавшейся либеральной власти. Эта власть не может сохранить то, что было: ни количество рабочих мест, ни социальные гарантии трудящихся. Куда уж ей до каких-то крупных проектов!