Вы сейчас просматриваете Доводят тольяттинцев до могилы?

Доводят тольяттинцев до могилы?

«ТН» пытается разобраться в том, что стало причиной волны самоубийств в Автограде

Материалы о мошенническом бизнесе «Акруа финанс» не перестают вызывать резонанс среди читателей «Тольяттинского навигатора». На прошлой неделе в редакцию обратились пострадавшие от действий фирмы со схожим видом деятельности. Финансовые компании, принадлежавшие господину Цою, обещали горожанам помощь в оформлении кредитов на совершенно разные суммы. Выплату процентов, а также ответственность за дальнейшие взаимоотношения с банками компания обязалась брать на себя, а потом «опрокинула» доверчивых граждан. В результате у жителей Автограда накопились чудовищные долги, выплатить которые сегодня им не под силу. Долговые ямы успели разрушить десятки семей. Со слов представителей инициативной группы пострадавших, четыре человека, не справившись со стрессом, покончили с собой.

Огромная социальная напряженность в Тольятти стала идеальной средой для размножения вируса финансовых пирамид. Открыв любую бесплатную газету объявлений, мы моментально встретим несколько полос с заманчивыми предложениями о работе. Это в нашем-то городе, где количество официально зарегистрированных безработных недавно перевалило за 10 тысяч человек! В некие офисы, как правило, «требуются» помощники, секретари и даже библиотекари с такими окладами, что им позавидует любой высококвалифицированный инженер-конструктор.
Пролистав ту же газету чуть дольше, увидим, что в нашем городе любому смертному можно легко и быстро оформить на себя кредит на весьма заманчивых условиях – практически без документов и с «минимальными» процентами. И те, и другие предложения – суть одной и той же аферы: завлечь человека в порочный круг бесконечных перекредитований, разорвать который не сможет даже потеря человеком машины и жилья.

2 1280x860
Чем хуже живут горожане, тем легче мошенникам паразитировать на их тяжелом положении. Очевидно, что желание устроиться на хорошую работу или хотя бы в долг поправить финансовое положение своей семьи оказывается весомым аргументом, который толкает людей на оформление кредитов и ввязывание в сомнительные махинации. И нестерпимо больно осознавать: правовая система, которая в принципе должна защищать граждан от аферистов, весьма редко оказывается на стороне жертв финансовых аферистов.

Россия – «щедрая душа»?
Наверное, ни одна страна мира не сможет похвастаться столь лояльной к финансовым преступникам судебно-правовой системой, какая существует у нас, в России. Видимо, только в нашей стране совершенно спокойно можно создавать заведомо мошеннические конторы, зная наперёд, что гражданский суд сможет и будет игнорировать факт уголовного преследования в отношении мошенников. Видимо, только в России отсутствует мало-мальски действенная мера пресечения экономических преступлений любого уровня. «Дело Сердюкова» – просто хрестоматийный пример этой мысли.
Наши суды отличаются невиданной лояльностью к убийцам, особенно если те наделены погонами или принадлежат к партии власти. Отсутствие смертной казни, ничтожно малое количество пожизненных заключений и прочих наказаний, которые могут быть пугающим маяком для размножения преступности, не служат на благо нашему отечеству. Крайним же звеном этой системы является простой человек, который с неимоверной легкостью может попасть на удочку преступников, а в итоге быть признанным виноватым в том, что с ним произошло. И вроде бы соблазнительная мысль: попался – сам дурак! Но люди-то идут на сделки с мошенниками и преступниками не от хорошей жизни, а от безысходности, которая навязана всё той же системой. Этот замкнутый порочный круг исключает для человека возможность строить светлое будущее своё и своей страны. Напротив, заставляет его быть озлобленным, агрессивным или не быть вовсе, как, например, героев нашей сегодняшней публикации.

Нет истории печальнее на свете
Два года назад Елена отправилась в декретный отпуск. Как известно, наше государство берет на себя ответственность за оплату лишь половины трехлетнего срока ухода за ребенком. Оставшиеся полтора года молодые мамы вынуждены так или иначе, но работать, «сбрасывая» ребенка на попечение бабушек, воспитателей детских садов или знакомых.
Слабое здоровье ребенка и постоянное пребывание в больницах вынудили женщину прийти к решению брать кредит. Благо официальное трудоустройство есть, есть и подработка, и в положенный срок вроде бы получалось выплачивать немалые проценты. Однако оформить заем женщине в декретном отпуске было нереально. Оставалось лишь одно: отправиться в компанию, которая гарантировала выдачу кредита при любых раскладах. Как раз таковой оказалась контора, опубликовавшая несколько объявлений о своей деятельности в местной газете.
Сотрудники конторы, выходцы с Украины, обещались помочь женщине в решении её вопросов. Сначала всё выглядело вполне достоверно: запросили документы, узнали о том, на какие нужды нужен кредит. А дальше началось уже известное плетение паутины вокруг человека, которому очень нужны деньги.
Для начала «кредитные помощники» запросили у Елены справку формы 2-НДФЛ. Естественно, что у женщины в декретном отпуске такого документа быть не могло, были лишь устаревшие сведения годичной давности. В фирме сказали: «И они сгодятся!»
Взяв у доверчивой женщины пакет документов, менеджеры конторы приступили к работе. Надо сказать, что действовали они оперативно: уже через два дня позвонили Елене и сообщили, что ее «новая» справка о доходах готова. «Я не заказывала справку, – недоумевала женщина. – Мне нужно лишь оформить кредит…» Выяснилось, что для быстрого прохождения формальных процедур документы должны быть такие, какими их готовят на фирме, и именно они служат залогом выдачи желаемой суммы. Другого выхода у Елены не было, пришлось согласиться с этим пусть даже сомнительным условием.
После этого начались поездки по банкам.
Действовали мошенники проверенным способом: на руки ни один документ Елене выдан не был, они выдавались горе-заёмщице непосредственно у входа в банк и забирались, как только та выходила из его стен. Общение происходило лишь с «нужными» менеджерами банков, которые также легко и быстро оформляли кредиты на довольно солидные суммы. В результате сегодня Елена задолжала двум банкам – «Балтинвестбанку» (99 000 рублей) и «Российскому капиталу» (250 000 рублей). Как выяснилось при сравнении долгов Елены с долгами других пострадавших, эти суммы даже как бы невелики, ведь некоторые умудрились взять миллион или два, а кто-то оказался в таких условиях, что отдал под залог свое единственное жилье.
После того как кредиты были оформлены, Елену повезли в тот же офис, где моментально забрали у нее 70% полученной суммы. По условиям сделки, фирма брала себе 70% от кредита и при этом обязалась выплачивать проценты за Елену. Договоренности действовали всего два месяца. После этого начались уже знакомые читателям «Тольяттинского навигатора» преследования со стороны банков. Под гнетом постоянных звонков и презрительного коллекторского общения женщина приступила к самостоятельному погашению задолженности. Параллельно с этим она обратилась в полицию, которая, приняв заявление, довольно быстро признала ее потерпевшей.

Суды и суициды
Главного организатора мошеннических контор поймали довольно быстро. Вскоре после того как Елена подала заявление, ее пригласили в суд. Там она познакомилась с товарищами по несчастью, а также увидела главного махинатора за решеткой.
«Забавно», что ни полиция, ни прокуратура, ни даже сам суд не обратили внимания на то, что перед потерпевшей Еленой был человек с той же фамилией, но с другим именем. Как выяснилось позже, мошеннические схемы проворачивали два брата, одного из которых удалось привлечь, а другой так и разгуливает на свободе. На судебных заседаниях присутствовали порядка 30 человек. Каждый из них оказался заложником «мутной» финансовой схемы гражданина Цоя. В общей сложности в полицию отнесли свои заявления порядка 100 человек.
Когда начались разбирательства, в дело были включены и свидетели этих махинаций – как раз те самые «украинские менеджеры». Буквально со слезами на глазах они утверждали, что сами стали заложниками Цоя, также оформили на себя множество кредитов и теперь их выплачивают. Правда, со слов пострадавшей Елены, ни одного заявления в полицию ни один свидетель не представил. Интересно, почему?..

45 moheniki
Насторожил еще один нюанс: суд совершенно проигнорировал тот факт, что в выдаче кредитов непосредственное участие принимали представители банков – официальные работники. Однако никто не посчитал, что они причастны к преступлению. Не было также наложено никаких ограничений на выплаты по кредитам в связи с тем, что эти займы являются частью уголовного дела. Одним словом, все снова оказалось «по закону». Налицо пойманный преступник, предъявление обвинений, а на деле пострадали простые тольяттинцы, у которых не осталось в жизни ничего, кроме гигантских долгов.
Елена, как и многие пострадавшие, не раз и не два обращалась в банки, пытаясь объяснить им свою ситуацию. Но некогда лояльные кредитные организации теперь весьма жестко ставили своих клиентов на место: «Кредит оформлен на вас, вам и отвечать».
Пострадавшие от рук Цоя – это люди, доведенные до крайней степени отчаяния. Сегодня известно лишь о четырех случаях суицида на почве чудовищного стресса, ведь люди не просто потеряли последнее, они оказались банковскими рабами в своей же стране и своем же городе.

Куда бежать, что делать?
Всегда, когда речь заходит о финансовых пирамидах, наши правозащитники впадают в ступор. Действуя в рамках правового поля, они как бы неспособны реально защитить граждан от действий преступников. И дело даже не в бездействии полиции и коррупции, которая распространена во всех сферах нашей жизни, а в той системе защиты простых граждан, которая, увы, хромает в нашей стране.
В конце марта стало известно об ужесточении наказания за организацию финансовых пирамид в России. Но почему-то на деле они не перерастают появляться в городах, где экономический кризис особенно тяжело переживается. Потому что одного закона мало. Нужно ещё желание правоохранительных и судебных органов реально достать жуликов. Нужно, чтобы не просто абстрактный «закон», а конкретные наделённые властью люди встали на защиту жертв, чтобы они подумали о разрушенных семьях, обездоленных детях и их беспросветном будущем, чтобы уберегли несчастных от той же петли или окна на восьмом этаже! Ведь даже пойманный преступник не освобождает пострадавшего от выплаты долгов, не возвращает ему потерянные средства и жилье. Нам остается только догадываться о том, сколько еще построится финансовых пирамид на костях простых граждан, прежде чем судьи, прокуроры и сотрудники органов внутренних дел осознают всю глубину обозначенной проблемы.

Комментарий

Krasnov 2

Алексей Краснов, депутат думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):

– Я сейчас вплотную занимаюсь этой проблемой, и уже есть позитивные сдвиги в работе с полицией, прокуратурой. Они небольшие, но тем не менее. Но об этом позже расскажу… А сейчас я до сих пор под впечатлением от суда по квартире семьи Хворост.
Сам суд состоялся в минувший четверг, 14 апреля. Вёл его судья Катасонов. С одной стороны – семья Хворост, квартира которой стала приманкой для мошенников. С другой – человек с неоднозначной репутацией – господин Ример, со странным рвением скупающий квартиры «кинутых» вкладчиков. Так вот, на суде мы просили привлечь в качестве свидетеля гражданку Прохорову, чтобы она обстоятельно рассказала, каким именно образом господин Ример приобретал квартиру. В частности, нас интересовали её откровения о том, что Ример был осведомлён о том, что участвует не в сделке купли-продажи квартиры, что он по факту являлся участником достаточно мутной схемы, организованной господином Васильевым.
Однако судья не захотел вызывать Прохорову в суд.
Мне пришлось выступить и обратить внимание судьи на то, что в настоящий момент квартира, по поводу которой, собственно, идёт разбирательство, проходит как объект по уголовному делу.
«Раз уж следователь выступил перед судьёй с ходатайством о наложении ареста на квартиру, – сказал я судье, – то, значит, органы правопорядка считают спорную квартиру объектом преступления». Данного факта, отметил я, достаточно для того, чтобы не выносить решения прежде, чем будут заслушаны показания Прохоровой.
Однако судья оказался подозрительно глух как к аргументам адвоката семьи Хворост, так и к моим доводам. По итогам короткого заседания он вынес решение в пользу господина Римера. В результате семейство Хворост снова отправилось на съёмную квартиру зализывать раны, а мы с адвокатом – решать, что делать дальше. В любом случае мы не повернём назад. За нами – дети обманутых семей, которые в любой момент могут пополнить ряды бездомных.