Пробираемый мелкой дрожью Тольятти замер в ожидании второго всадника Апокалипсиса, который только что встал у руля еле живого ВАЗа. Чисто интуитивно все мы смотрим на него с ожиданием новых действий, даже в какой-то степени чуда. С другой стороны, уже немного представляя современную систему управления промышленными предприятиями страны, мы прекрасно понимаем: от ставленника мало что будет зависеть. Кто же он, Николя Мор? Менеджер, который сможет взять в свои руки завод и предпринять попытки для его реанимации, или очередной «мальчик для битья», на которого в итоге будут переведены все стрелки?
Ощущение, что мы живем в двух разных реальностях с руководителями нашей страны, нарастает с каждым днем. Ничуть не умаляя их способностей к управлению огромной Россией, мы испытываем недоумение: неужели им действительно незаметна подмена понятий, которая приводит к гибели целых городов? Речь, конечно же, идет о Тольятти. Заявляя об интеграции в мировую экономику, самым логичным шагом было бы привлечь к производству зарубежных специалистов. Странно только, что никто не просчитал, к чему может привести так называемая интеграция. Налицо – вместо определения своего достойного места в современной мировой промышленной системе происходит развал градообразующего предприятия, увольнение тысяч, десятков тысяч высококвалифицированных специалистов, нищета и социальная напряженность. Нетрудно догадаться, что все это в конечном итоге может привести к новой волне агрессии, которая очень легко разрастется до невероятных масштабов. Почему же мы должны платить столь высокую цену за то, чтобы на мировом рынке стать достойным игроком, ведь счет за эту интеграцию выставлен простым тольяттинцам, семьи которых потратили свою жизнь на развитие АвтоВАЗа.
АВТОВАЗ – боль Тольятти
Представьте, что в вашей семье растет здоровый крепкий малыш. Его любят, опекают и кладут все свои силы на его развитие. В один прекрасный момент врачи, призванные бороться за здоровье ребенка, вдруг начинают планомерно под видом «лечения» превращать его в инвалида. Вот после очередной порции витаминных уколов он уже перестает улыбаться и радоваться каждому солнечному дню. Еще через какое-то время пропадает аппетит и желание играть… Через годы такой оздоровительной жизни это уже не ваш крепыш и богатырь, а человек с номинальным набором физических функций: смотреть, спать, слышать. О том, чтобы передвигаться самостоятельно, жить полноценной жизнью, включаться в коллектив здоровых и веселых детей, не может быть и речи. Врачи же при этом, озадаченно качая головами, утверждают: ребенка мало что спасет. Теперь максимум, что мы можем для него сделать, – это поддерживать его лекарствами и транквилизаторами, чтобы продлить его чисто физическое существование.
Представьте себе боль родителей такого ребенка, и вы без труда сможете вообразить, что сегодня чувствует город, видя, как градообразующее предприятие, как на наркотик, подсадили на иностранное управление. Нужны ли новые тенденции в управлении, новые технологии и подходы, если все они приводят к гибели и уничтожению здорового и некогда активного предприятия? Очевидно, что нет.
Четыре признака инвалидности
Неполноценность АВТОВАЗа видна уже невооруженным глазом. Именно она привела к чудовищной безработице в городе, сокращению численности населения Тольятти минимум на 150 тысяч человек за последний год. Смена руководителей предприятия и засилье иностранцев больше напоминает захват города. Достаточно вспомнить постоянные сокращения, которые происходили на заводе последние два года. Сначала избавившись от 20 тысяч человек (которые, кстати, в большинстве своем так и не смогли трудоустроиться в Тольятти и сменили место жительства), завод приступил к модернизации и смене управленческой системы от отдельно взятых цехов до руководящего состава. Дальше – больше: начали резать по самому живому. Люди в возрасте за 40, с солидным опытом, преданностью делу и гарантией того, что будут до последнего трудиться на благо завода, оказались просто не нужны. Помните «выгодные» предложения Бу Андерссона уйти по соглашению сторон этой категории сотрудников ВАЗа? Тогда сокращаемым предложили пойти работать на другие должности. Однако большинству попасть под требования указанных вакансий просто не удалось. Например, та же возрастная рамка «до 40» отрезала от предприятия солидный кусок специалистов. Знание иностранных языков стало основополагающим аргументом, который теперь работает в пользу кандидата на должность технического специалиста. Наконец, список профессиональных навыков был сформулирован таким образом, что с предприятия тихо «по соглашению сторон» ушли еще порядка 30 тысяч человек. Стоит ли говорить о том, что никто из современных управленцев не подумал, что делать тем, кому до пенсии еще трудиться 10–15 лет. Между тем с экранов ТВ президент не перестает заявлять об увеличении пенсионного возраста…
Когда «запахло жареным» и Бу стали уже намекать сверху, что надо бы попридержать коней и прекратить массовые увольнения, была изменена формулировка этих действий. Теперь убирали не людей, а якобы ненужные подразделения ВАЗа. Так, например, в 2014 году была ликвидирована дирекция по закупкам. Вместо нее создали некую «Совместную закупочную организацию». Теперь она стала отдельным юридическим лицом, вроде бы не относящимся к структуре завода. В 2015 году компания по своей численности выросла в разы, сменила русскоязычное название, на более близкое японско-французскому уху Avtovaz-Renault-Nissan, заработав каким-то волшебным образом немалые средства. Неудивительно, что в ее состав в большинстве своем входили иностранные специалисты, а тольяттинцы снова остались не у дел. Те же из наших сограждан, кому удалось удержаться на плаву и продолжить работу на ВАЗе, столкнулись с тем, что все идеи, начинания и планы стали зарубаться на корню. Оказалось, что теперь рационализация у нас не в почете и нужно играть по правилам нового хозяина. Рабочим тоже жить стало «веселее». В один прекрасный день они узнали, что трудиться будут теперь по четыре дня в неделю. Легче жить от этого не стало, ведь нагрузку полных пяти рабочих дней просто запихали в меньшие сроки. Зато появился неоспоримый аргумент платить работягам меньше положенного. Интересно, знают ли обо всем этом в правительственных кругах и Минпромторге России? Ведь именно эти ведомства распорядились о выделении немалых средств на остановку сокращений и сохранение численности завода.
Довершением этой «картины маслом» стали откровенно низкие и шокирующие действия со стороны новых руководителей. Не стирается из памяти заводчан день, когда стало известно, что на территории всем известного санатория «Алые паруса» с подачи иностранных начальников были снесены гербы союзных республик. Первым же в этом списке был снесен герб РФ…
Параллельно со сменой социальной политики происходило и техническое перевооружение предприятия. Так, например, на ВАЗе была произведена закупка дорогостоящего оборудования и промышленных линий. Естественно, все это приобрели у импортных поставщиков. Не важно, что данные компании впервые в жизни столкнулись с производственными тонкостями, которые существуют на заводе. Зато новая метла привела с собой не только своих людей на сам завод, но и расставила их по его периметру. Кстати, производство и закупка автокомпонентов и материалов осуществляется теперь тоже исключительно через заморские фирмы. Порой простая человеческая логика совершенно не работает в этих сделках, а у тольяттинцев продолжает складываться впечатление, что это не что иное, как геноцид против россиян и жителей Автограда.
Между тем на ВАЗе за это время было произведено две новых модели. Проекты Vesta и XRay, по версии автомобильных порталов, признаны самыми провальными новинками последних лет. Такого за всю историю завода еще не было. Для автолюбителя совершенно абсурдной является покупка российской машины стоимостью более чем в полмиллиона рублей. При этом если раньше одной из сильных позиций LADA был бюджетный сервис, по сравнению с обслуживанием иномарок, то теперь, благодаря иностранным поставщикам и производителям комплектующих, этот существенный профит утерян. Чтобы не быть голословными, скажем: в автомобиле Vesta 71% комплектующих – зарубежного производства. Правда, чтобы никто не догадался, все это было тихо-мирно заранее локализовано на территории ОЭЗ Тольятти. Таким образом, и иллюзию сохранения российских партнеров создали, и привязать еще больше завод к иностранцам смогли.
Работа с заграничными компаниями-производителями комплектующих – это вообще отдельная тема. Она, например, повлекла за собой не только удорожание готовой продукции ВАЗа, но и ликвидацию многих некогда сильных предприятий города. Речь идет об ОАО «Волжский механический завод», ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ», ООО «Полад» и других предприятиях Димитровграда, Самары, Жигулевска. Теперь остается только ужасаться тому, к какой массовой безработице привели все эти попытки модернизации.
Миссия: уничтожить все живое
Трагикомичной иллюстрацией происходящего на заводе стала история о том, как Бу Инге Андерссон решил оптимизировать средства завода. Избавившись от огромного кадрового состава, Бу вошел во вкус. В один прекрасный день на заводе был выпущен приказ об уничтожении всех растений на производственных площадях и в кабинетах ВАЗа. Таким образом руководство решило сэкономить средства на закупку воды… Кстати, многие горшки с цветами были лично принесены работниками предприятия. Люди готовы были взять на себя доставку воды из дома, чтобы ухаживать за растениями. Но… приказ есть приказ, он не обсуждается, а выполняется.
С чем остался город?
Невероятные ощущения переживает человек, только что посетивший наш город. Широкие улицы украшают вновь образовавшиеся после зимы гигантские ямы, по обочинам сегодня можно без труда встретить множество людей в рабочей экипировке. Они с явным усердием метут улицы, собирают мусор в мешки. Знаете кто это?.. Да-да, все это инженеры, технари, рабочие. Большинство из них – люди с высшим образованием и такой базой знаний, которой могут позавидовать даже самые современные иностранные производственники. Теперь их удел – уборка территории своего родного и горячо любимого города.
Посетите любой офисный центр Тольятти. Большая часть компаний, расположенных на его территории, – финансовые пирамиды или маскирующиеся под биржевых игроков мошеннические конторы. Словно в насмешку над городом на одной из его улиц расположен один из самых дорогих ресторанов. По словам очевидцев, 99% времени он стоит совершенно пустым, видимо, ожидая, что вот-вот, двери распахнутся и в него войдет тот самый новый всадник Апокалипсиса.
Нет-нет, это не лирика. Это лишь наглядная картинка того, в каком болоте оказался Тольятти. При этом завод отрапортовал премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву о своей первоклассной работе.
А люди, которых выкинули на улицу, лишили своего дела и средств к существованию, молчали, ведь это по-прежнему их завод и их город.
А ругать свое никому не хочется.