В последнее время ситуация в городе сильно напоминает апокалиптическую картину:
повсеместно закрываются предприятия, которые раньше обеспечивали благополучную жизнь горожанам, безработица, безденежье, заброшенные цеха тольяттинских заводов, переполненные офисы центров занятости пугают и настораживают. Настораживают нас, живущих тут, и совершенно не пугают мэрию, областное правительство, министерства, которые должны нести ответственность за заводы, город, людей.
11 января 2016 года Бу Андерссон подписал документы о ликвидации уникального для города и страны предприятия – Волжского машиностроительного завода. Напомним, что раньше на ВМЗ занимались производством высокотехнологичного оборудования и оснастки. Для страны и даже для Европы завод был и остается уникальным предприятием с неповторимым опытом и редкими специалистами. На протяжении многих лет главным заказчиком завода был, естественно, АВТОВАЗ. При этом необходимость в уникальных технологиях производства, инженерных мыслях и методиках воплощения до сих пор критична для страны. Совершенно очевидно, что такой завод может запросто закрывать потребности оборонного комплекса РФ, успешно работать в секторе станкостроения и авиастроения. Но не нужны оказались специалисты, коих в России можно по пальцам пересчитать, не нужны и станки, которые сейчас попросту стоят под открытым небом и гниют. Ничем, кроме как диверсией, уничтожение этого уникального предприятия назвать нельзя. Именно поэтому инициативная группа из бывших рабочих ВМЗ решила во что бы то ни стало спасти свое предприятие, вернее, то, что от него осталось.
Кадры пытаются решить всё
11 января 2016 года на биржу труда отправилась последняя группа работников ВМЗ. В общей сложности Бу Андерссон избавился от 3000 работников завода, оставив их без заработка, а страну без предприятия. Мотивация руководства АВТОВАЗа весьма проста: при современных технологиях и подходах такой завод ни к чему. Эта отговорка стала уже рабочей в практике Бу. Так получилось, что новая метла очень качественно и быстро вымела всё, что когда-то составляло золотой фонд города и ВАЗа, приведя с собой не только новых руководителей, но и новые заводы-поставщики оборудования, материалов и комплектующих. Так градообразующее предприятие очень быстро из мощного производства превратилось в промышленного инвалида, который без поддержки иностранных производств сам по себе существовать не может.
Остается вопрос: что делать нам, тольяттинцам, чьи родители строили город и завод, кто прожил тут жизнь и посвятил ее делу? Этим же вопросом задается инициативная группа, которая сформировалась после ликвидации ВМЗ. Экс-заводчане отлично понимают все происходящее, но между тем они прекрасно понимают, что необходимость в их силах и знаниях у страны есть. И это главная мотивация для того, чтобы не опускать руки. «Сейчас спасти наш завод может лишь крупный заказ, по своим масштабам эквивалентный ВАЗу. Но где его найти? Поймите, мы не просим кормить нас и содержать за былые заслуги. Мы просим власти лишь оказать нам посильную поддержку в поиске адекватного крупного клиента. Проработать этот заказ, создать технологию выпуска, привлечь необходимые ресурсы и выполнить его мы сможем своими силами», – говорят представители ВМЗ.
Спасти предприятие работники пытались, когда оно еще не было ликвидировано, но в воздухе уже «пахло керосином». Тогда они представляли руководителям ВМЗ перспективные проекты, которые можно реализовывать параллельно с вазовским заказом. Но, по «удивительному» стечению обстоятельств, все расчеты, предложенные технологии и методики оказывались заводу невыгодными. Никто не сказал «давайте попробуем», никто не поддержал и не попытался сделать хоть что-то для развития предприятия, обрекая людей на потерю своего дела. Заметим, что сейчас времени для спасения с каждым днем остается все меньше, ведь оборудование, на котором ведется работа по выпуску станков и оснастки, сейчас не просто простаивает, а находится в буквальном смысле на улице. Каждый час, день оказывается для него просто губительным.
Спасательный круг для ВМЗ
Впрочем, вялые попытки со стороны властей оживить ситуацию на заводе все же есть. Например, не так давно губернатор Самарской области Николай Меркушкин во всеуслышание заявил о том, что теперь цеха займет производство самарского предприятия «Металлист». Но, как оказалось на деле, масштабы этого завода просто не сопоставимы вазовскими. К тому же само руководство «Металлиста» о серьезности своих намерений пока и вовсе говорить не готово. Да, есть такие призрачные планы, но это совершенно не означает, что они в скором времени претворятся в жизнь. А уровень заказа не позволит вернуть к работе свыше 2000 специалистов. Однако губернатор продолжает делать хорошую мину при плохой игре, демонстрируя Кремлю счастливую жизнь в области.
«А чего вы от меня хотите?..»
Попытки спасти завод приводят инициативную группу ВМЗ в приемные и кабинеты чиновников совершенно разных уровней. Уже не раз и не два люди обращались к мэру, губернатору, руководителю госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову. Но там, наверху, как будто не слышат. Кто-то молча принимает документы и подолгу их рассматривает. Кто-то утверждает, что в городе все прекрасно, а кто-то просто молчит. Особенно поражает воображение реакция местных властей, которые как никто другой знают о плачевном положении горожан. Мэр Тольятти Сергей Андреев, выслушав представителей завода, озадаченно поинтересовался: «А чего вы от меня хотите?..» Обращались заводчане и к российскому миллионеру Михаилу Прохорову, который частенько проявляет интерес к объектам промышленного сектора. Но и там «абонент» оказался недоступен.
Что же делать?
«У нас в запасе есть еще 2-3 месяца, – объясняют представители инициативной группы ВМЗ. – За это время нам необходимо убедить областные и федеральные власти в том, что мы нужны и можем приносить пользу промышленному сектору. Если не успеем, то вся наша материально-техническая база придет в негодность и ее останется только выбросить».
Не так давно бывшие работники предприятия совершили своеобразный рейд по местным крупным предприятиям. «Были на заводе «Кузнецова», на «Прогрессе», общались с местными технологами и конструкторами и лично убедились в том, что потребность в их ресурсах есть. Но, для того чтобы наладить сотрудничество, необходима поддержка местных властей – от муниципалитета до областного правительства и профильных ведомств. Не стоит забывать и о том, что предприятий подобного уровня в стране всего два-три. Теряя такой ресурс, как ВМЗ, страна попросту должна будет заново осваивать технологии, тратить на это время, деньги силы. Зачем, ведь у нас и так все есть? Пользуясь предоставленной возможностью, лидеры инициативной группы, спасающей ВМЗ, снова и снова пытаются наладить диалог с властями: «Мы не верим, что аппарату чиновников, от мэра до президента, все равно, и эта ситуация не представляет для них ничего значимого! Именно поэтому мы хотели бы еще раз обратиться к вам. Уважаемые власти! Оглянитесь вокруг: за вами стоят люди, фирмы, заводы, цеха. Все это составляет мощнейший ресурс для страны. Именно эти люди способны сделать нашу промышленность сильной и конкурентоспособной. Мы просим вас лишь обратить внимание на это и помочь своим неравнодушием к ситуации. Может быть, тогда мы не просто спасем завод, но вместе сделаем его сильным современным производством!»