Вы сейчас просматриваете Битва за троллейбусы

Битва за троллейбусы

Промежуточный отчёт депутата КПРФ Алексея Геннадьевича КРАСНОВА о борьбе с нарушениями прав трудящихся в «Тольяттинском троллейбусном управлении» (муниципальном предприятии «ТТУ»)

Алексей КРАСНОВ, депутат думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):

Предисловие

Как и обещал тольяттинцам, начал готовить для СМИ отчёт о борьбе депутатов КПРФ с антинародной политикой тольяттинских властей. Про противостояние банде интернет-мошенников я рассказал в прошлый раз. В этот раз решил написать о борьбе с нарушениями прав трудящихся в «Тольяттинском троллейбусном управлении».
И вот, смотрю… на прошлой неделе городской сайт «СитиТрафик» опубликовал своеобразную «экспертную подборку» под названием «Троллейбусные линии: казнить нельзя помиловать». Суть мнения экспертов – всех трёх – свелась примерно к следующему: троллейбусы – это плохо, неудобно и устарело. От троллейбусов нужно избавиться. И тогда наступит всеобщая транспортная благодать. Аркадий Лазарев, лидер общественного движения «Дорога 63.РФ» договорился до того, что в вопросах с троллейбусами «в первую очередь нужно исходить из экономической целесообразности. Давайте смотреть, какой вид транспорта дешевле использовать» и посетовал, что «сегодня «рогатые» создают проблемы автомобилистам, поскольку места на дороге не хватает». Мне так и слышится стон тысяч и тысяч автомобилистов, которым на дорогах Тольятти не хватает места. Ну а если серьёзно, то Аркадий Лазарев должен знать, что если мы говорим о городском транспорте, то в первую очередь нужно исходить из интересов горожан, а не из экономической целесообразности. Тольятти уже много лет подряд находится в состоянии экологической катастрофы. Убить троллейбусную сеть – значит забить ещё один гвоздь в крышку гроба здорового общества.
Подборка мнений была настолько тенденциозной, что вызвала бурю негодования в среде защитников троллейбусной сети. Наверное, именно поэтому «СитиТрафик» спешно опубликовал продолжение «дискуссии», которое получилось не менее тенденциозным. Чего стоит только заголовок стстьи: «Транспортная эволюция в Самарской области: почему автобусы заменят на городских маршрутах троллейбусы».
Кроме этого, взять одну только фразу одного из экспертов – Ивана Сметанина, «консультанта, транспортника»: «Причин, по которым троллейбус перестал быть популярным видом транспорта в Тольятти, несколько. Я назову две. Первая – это постановление Правительства РФ, которое обязывает региональные власти и муниципалитеты перевести транспорт на газомоторное топливо. В срок до 2020 года…»
Чувствуете особую логическую мощь экспертного мнения? Человек на полном серьёзе считает, что популярность того или иного вида транспорта обусловлена постановлениями Правительства РФ!
Интересно, как «консультант-транспортник» Сметанин (ни где он работает, ни в какой именно сфере транспортной темы он эксперт «СитиТрафик» почему-то не сообщает) наталкивает читателя на вывод, что Правительство РФ как бы запрещает использовать троллейбусы в муниципалитетах, что не соответствует действительности.
Ну да бог с ним, с этим Сметаниным. Может, он и человек хороший, просто замесили его в нехорошую историю. Передёрнули его слова. Извратили. Я не об этом. А о том, что… я, депутат городской думы Тольятти (фракция КПРФ) Алексей КРАСНОВ, считаю, что в настоящий момент началась подготовка общественного мнения к «убиванию» городских троллейбусов. И я прошу тольяттинцев не «вестись» на эту информационную кампанию, а встать на защиту городских троллейбусов!
Мы, депутаты КПРФ, изо всех сил будем бороться за сохранение троллейбусной сети Тольятти, как это делали и делаем. О чём и повествует мой обстоятельный отчёт…

1. Троллейбусы встали

5 октября 2015 года компания «Самараэнерго» остановила подачу электроэнергии на контактные линии тольяттинских троллейбусов. Это было сделано из-за многомиллионных долгов, которые образовались перед «Самараэнерго» у подконтрольного мэрии предприятия – «Тольяттинского троллейбусного управления». Троллейбусы Тольятти встали.
Буквально через несколько дней мэр Андреев дал газете «Площадь Свободы» весьма откровенное интервью. В нем он изложил свой «план по спасению ТТУ», который состоял из трех частей: продажи депо в Автозаводском районе, оформления очередного кредита в банке и надежды на помощь Правительства РФ. Нам, коммунистам, такой «план спасения» очень не понравился, и мы стали готовиться к борьбе против очередных кредитов и распродажи ТТУ.
Мы полагали, что вопрос о мерах по спасению предприятия будет поднят уже на ближайшей думе. Однако 21 октября в повестке думы вопроса про троллейбусы мы не увидели. Впрочем, в ходе заседания мэр Андреев обратился ко всем депутатам с вполне ожидаемой просьбой – собраться на внеочередной думе именно для того, чтобы «спасти ТТУ», поскольку «вопрос серьёзный» и так далее. Мы, разумеется, согласились и проголосовали за то, чтобы провести внеочередное заседание через неделю, 28 октября.

2. Подозрительные приготовления

Дальше началось интересное.
Неделю мы, депутаты, ждали от мэрии проекта вывода ТТУ из кризиса. Но… не дождались. Информация по ТТУ пришла в думу только вечером 27 числа, то есть в день, предшествовавший заседанию думы (оговорюсь: пришла она в думу, депутатам же она так и не поступила). И какая информация! (Но об этом чуть ниже.)
Итак, заседание внеочередной думы было назначено на 11 часов утра, а на 10 часов председатели комиссий запланировали обсуждение вопросов по бюджету.
28 октября в 10.00 я прибыл в думу на комиссию по социальной политике. У дверей малого зала, где должна была заседать комиссия, я узнал, что фракция «Единой России» проводит там своё заседание, на котором решает «вопрос по ТТУ».
Заседание «Единой России» длилось полтора часа.
Далее началось заседание моей комиссии по внесению поправок в муниципальные программы. К слову, я воздержался при принятии решения и потребовал записать в протокол, что я отказываюсь голосовать, потому что массив документов поступил мне из мэрии слишком поздно, и я не смог детально ознакомиться со всей информацией приложений.
После заседания комиссии мы, коммунисты, поднялись в большой зал. Там от Максима Гусейнова я узнал, что тот неоднократно поднимал на своей комиссии вопрос о том, что информации для принятия решения по ТТУ недостаточно и что большая часть депутатов имеет такую же точку зрения. Однако Гусейнов не был услышан. Кроме того, как рассказали Максиму депутаты-единороссы, на фракции «Единой России» их лидер Владимир Бокк настойчиво и бескомпромиссно убеждал упрямых депутатов поскорее согласиться с планом «спасения» троллейбусов, предложенным мэрией.

3. «План» на полторы страницы

Затем началось само заседание думы.
Мы рассмотрели вопросы, связанные с налогами, бюджетом, вручением грамот и прочие. После чего Микелем был поставлен вопрос о судьбе троллей­бусов.
В этот самый момент одна из сотрудниц аппарата думы раздала депутатам так называемую «информацию мэрии по вопросу вывода МП «ТТУ» на безубыточный уровень деятельности». Я подчеркну, это была первая предоставленная мне информация о ТТУ вообще! То есть я, депутат думы, получил информацию по вопросу, по которому я должен был принять решение, за несколько минут до голосования по этому вопросу!
Напомню, с 9 октября (с момента отключения троллейбусов от сети) прошло 19 дней. В думу документ пришёл 27-го. Полагаю, именно его обсуждала «Единая Россия» за закрытыми дверями. Почему документ нельзя было раздать по комиссиям, к которым депутаты съехались уже к 10 утра? Важный вопрос… У меня сложилось ощущение, что всё это – тщательно срежиссированный спектакль, что и мэрия, и дума совместно спланировали и истеричный ажиотаж, и катастрофическую нехватку времени, и предоставление документов в последний момент. Дальнейшие события только укрепили мои подозрения…
Да, кстати. Несколько слов о размерах этого, с позволения сказать, «плана». Я должен был принять решение о том, что город Тольятти берёт кредит в
94 миллиона рублей, на основании полутора страниц машинописного текста!

4. Сражение первое

Вернёмся к заседанию думы. Началось обсуждение вопроса (если этот процесс можно назвать обсуждением, поскольку, напомню, информацией депутаты не владели).
Итак, из предоставленных полутора страниц стало ясно, что мэрия города Тольятти, а конкретно – мэр Сергей Андреев, руководитель департамента дорожного хозяйства мэрии г.о. Тольятти Павел Баннов и генеральный директор Тольяттинского троллейбусного управления Евгений Растегаев предложили Думе Тольятти «План спасения ТТУ», который заключался в том, чтобы взять в кредит 94 000 000 (миллиона) рублей в ГЛОБЭКСБАНКе под гарантию городских денег и под 16% годовых. Причём не напрямую, а через подконтрольные мэрии ОАО «ПОКХ» и ОАО «ДРСУ». Также мэрская команда предложила продать имущество Троллейбусного управления: Депо № 2 (административное здание, гараж, ремонтный цех), турбазу «Тихие зори» и уволить «лишних» сотрудников.
У меня много разногласий с депутатом Гринблатом, взять хотя бы темы приватизации городского имущества и строительства в городе, однако следует признать: он изо всех сил пытался «внушить» мэрии, что кредит в банке – не лучший способ решения проблемы. Против скоропалительного решения выступили и единоросс Альшин, и коммунист Гусейнов.
После этого все, кто пытался прояснить вопрос, получили «оплеуху»: мэр города Сергей Андреев назвал попытку депутатов выяснить детали судьбоносного кредита в 94 миллиона «забалтыванием». Несмотря на такую характеристику диалога мэрии и думы, я всё-таки задал вопрос Григорию Гильгулину о том, какое количество ремонтного и обслуживающего персонала мэрия планирует сократить в ходе «перевода ТТУ на безубыточный уровень». В ответ я услышал: 57 человек. А затем председатель бюджетной комиссии единоросс Сергей Колмыков прямо и честно сказал: комиссия вообще не приняла решение по вопросу.

5. Мутные попытки голосовать и мой уход

И вот тут началось странное. Казалось бы, информации по вопросу нет, профильная комиссия вопрос не рассматривала. Самое логичное: потребовать от мэрии детальный отчёт о планируемых мероприятиях и разойтись до пятницы, на которую назначить внеочередную думу. Именно это и предложил депутатам Максим Гусейнов. Однако председатель думы Борис Микель почему-то предложил… рассмотреть вопрос сию минуту.
 И снова депутаты начали объяснять, что информации нет, что нужны сведения по акционерным обществам, что нужна юридическая проверка легитимности схемы выделения денег и так далее. Однако складывалось впечатление, что председатель думы Микель депутатов не слышал. Каждый раз он упорно предлагал за что-то проголосовать.
Не выдержав всего этого балагана, я встал, подошёл к мэру и председателю думы, показал им листочек с «планом кредита под ТТУ» и сказал, что на основании этого листочка я не буду принимать решение. Отказавшись голосовать, я покинул думу.
Судя по всему, мой демарш переломил ситуацию. Как я узнал через некоторое время, после моего ухода лоббисты кредитов и продажи депо № 2 пошли на попятную. Заседание думы и, соответственно, голосование по троллейбусам решили перенести. О том, в какой день состоится заседание, председатель думы Микель пообещал депутатам сообщить заранее…

6. Почему коммунисты выступили против мэрского плана

Итак, мы – члены фракции КПРФ в Тольяттинской думе – 28 октября 2015 года выступили резко против мэрского плана кредитов и распродажи ТТУ.
Во-первых, мы были против самой ситуации, когда предприятие доводится до ручки, а потом под предлогом его спасения от имени тольяттинцев мэр берёт у банка кредит на «спасение» троллейбусов. Возникает вопрос, почему Растегаев и мэр заранее не попросили у депутатов деньги на погашение долгов ОАО «ТТУ», ведь таким образом город не был бы вынужден оплачивать грабительские проценты
ГЛОБЭКСБАНКу? Как так получилось, что бывший руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии (предыдущая должность Растегаева) не справился с руководством предприятием и загнал его в огромные долги?
Во-вторых, настаивая на необходимости предоставления бюджетных гарантий для получения кредитов в единственном банке – ГЛОБЭКСБАНКе, ни Андреев, ни мэрский экономист Гильгулин не показали народным избранникам ни одного документа, свидетельствующего о переговорах с другими банками. Поэтому на думе коммунист Гусейнов сразу поставил под сомнение правомочность планируемой сделки с точки зрения антимонопольного законодательства.
В-третьих, у нас, коммунистов, да и, к чести сказать, у остальных депутатов, возник вопрос: зачем нужно вовлекать ОАО «ПОКХ» и ОАО «ДРСУ» в сомнительную сделку? Ведь ясно же, что «ТТУ» не вернёт долги. Почему бы богатому ОАО «ПОКХ» не предоставить финансовую помощь «ТТУ» в виде простого займа под, скажем, 13% годовых?
Ну и, в-четвертых, как можно называть «планом спасения» увольнение работников ТТУ и распродажу муниципальной собственности – огромного депо в центре города, турбаз и других активов?
    
7. Кто лоббировал в думе план кредитов и распродаж ТТУ?

Как написал на страницах газеты «Площадь Свободы» (более чем объективно освещающей проблему ТТУ) журналист Иван Дмитриев, немаловажную и чуть ли не заглавную роль в итоговом «спектакле» одобрения кредитов и распродаж «сыграл единоличный лидер фракции «ЕР» в городской думе Владимир Бокк.
По имеющейся у нас информации, уже на следующий день после того, как дума воздержалась от голосования за сомнительную схему спасения ТТУ, представленную Сергеем Андреевым, депутат-вазовец в компании мэра и его первого заместителя заседал в кабинете у спикера ТГД Дмитрия Микеля. О чем конкретно шла речь за закрытыми дверями, неизвестно.
Похоже только, что Бокк, который, по некоторым данным, за несколько часов до этого побывал в Самаре, привез из областного центра некие ценные указания, которые и доносил до председателя гордумы. И аргументы эти, судя по всему, оказались настолько убедительными, что Дмитрию Микелю не оставалось ничего другого, кроме как экстренно принимать решение о проведении второй внеочередной думы в пятницу, 30 октября.
В пользу именно такого стремительного развития событий выступает хотя бы то обстоятельство, что информировать депутатов о внеплановом заседании 30 октября сотрудники аппарата парламента взялись накануне около 8 часов вечера».
8. Как депутатов-единороссов через колено ломали

Итак, 30 октября 2015 года, в пятницу, в 15.00, должно было состояться внеочередное заседание думы, посвященное судьбе тольяттинских троллейбусов.
За час до заседания, в 14.00, фракция «ЕР» во главе с Владимиром Бокком встретилась для того, чтобы выработать консолидированную позицию по данному вопросу. «Тут-то, – как утверждают источники «Площади Свободы», – и началось самое интересное. Невзирая на желание однопартийцев задать мэру важные, пусть и неудобные вопросы, лидер парламентских единороссов (Владимир Бокк. – прим. А.К.) пресекал все вопросительные попытки на корню.
Зато правом выступить были великодушно наделены такие члены фракции, как, например, Николай Остудин или Наталия Жукова. Оба – выходцы с АВТОВАЗа, как и сам Владимир Бокк. И оба, не замеченные прежде в эмоциональных выступлениях на публику, вдали от посторонних глаз взялись на повышенных тонах убеждать коллег из «Единой России», что те ради спасения ТТУ должны согласиться со схемой Сергея Андреева и поверить: иного решения по финансированию предприятия нет.
И единороссы под давлением своего думского лидера поверили. Правда, далеко не все: за предоставление муниципальных гарантий в пользу ТТУ по сомнительной схеме через два акционерных общества проголосовали в общей сложности 18 членов фракции. Остальные при голосовании либо воздержались, либо выступили против принятия положительного решения».

Продолжение читайте в следующем номере