Вы сейчас просматриваете Тольятти — территория опережающего разграбления?

Тольятти — территория опережающего разграбления?

В нашем городе разрушен вазовский ВМЗ с его уникальными наработками в области роботостроения. Закрывается ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его дочерние предприятия с последующим увольнением 2500 работников с сентября 2015 по март 2016 года.

Николай АРЕФЬЕВ

Полным ходом идёт увольнение и сокращение тысяч тольяттинцев с предприятий-смежников. Запущено сокращение финансирования коммунальных потребностей тольяттинских школ на 10%, сокращение финансирования дополнительного образования и спорта. Отменен ряд льгот. Одновременно с этим произошло повышение стоимости коммунальных услуг (в некоторых случаях на 10-12%), цен на продовольствие на 10-30% в зависимости от вида товара, а также проезда на городском транспорте на 25%. Возникает вопрос: каким образом власти города и региона планируют бороться с надвигающимся социальным коллапсом? Один из ответов, который нам транслируется с телеканалов и страниц газет, – Тольятти станет территорией опережающего развития. Что скрывается за этой красивой аббревиатурой ТОР? Обрушится ли на нас вселенское счастье, или же ТОР станет очередным мыльным пузырём, ширмой, под прикрытием которой будет осуществляться дальнейшее разграбление и обнищание города? Попробуем ответить на эти вопросы.
Итак, основой создания на просторах нашей Родины территорий опережающего развития стал принятый в декабре 2013 года закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития». Основные моменты, которые нужно запомнить: ТОР создается на 70 лет по решению правительства РФ, правительством назначается уполномоченный орган для управления ТОР, на территории ТОР устанавливается особый правовой режим предпринимательства.
По закону ТОР Тольятти будет управлять специальная (управляющая) компания. Именно она будет выступать в качестве застройщика и, минуя все законы, сама будет решать вопросы выделения земельных участков на территории городского округа, подключения объектов к сетям и инфраструктуре, исполнять роль многофункционального центра. Все законы Самарской области и муниципальные акты Тольятти, регулирующие эти функции, будут отменены. Кроме того, будет введён порядок принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных, то есть для торовских, нужд.
Таким образом, на тольяттинской ТОР фактически упразднится право собственности, земля и имущество будут изъяты у владельцев «для создания и развития объектов инфраструктуры». Мало того, лица, утратившие впоследствии статус резидента ТОР, смогут распорядиться принадлежащим им имуществом по своему усмотрению без учета государственных интересов. А ведь им будет передаваться государственное имущество в качестве уставного капитала.
Слово «резидент» обычно употребляется для выделения юрисдикции физического или юридического лица (иностранный он или отечественный). Однако это слово применяется к ТОРам, являющимся юрисдикцией России, следовательно, закон о ТОРах предусматривает передачу этих территорий иностранцам.
Чтобы стать резидентом тольяттинской ТОР, надо будет выполнить немало бюрократических требований. Похоже, эту волокиту создали для того, чтобы пропускать на территорию ТОР предпринимателей только особых категорий, видимо, иностранцев, и не пропускать своих. При этом получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников резидентам тольяттинской ТОР не потребуется. Поэтому иностранная «интервенция» на ВАЗе окажется цветочками по сравнению с тем, что принесёт нам пресловутая ТОР.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности будет предусматривать освобождение от уплаты таможенных сборов, освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога. Следовательно, никакого пополнения бюджета Тольятти с этого направления отнюдь не предвидится. ТОРы имеют нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, нулевую ставку налога на прибыль, льготную ставку отчислений на обязательное социальное страхование.
Закон лишит органы власти Самарской области и местного самоуправления Тольятти властных полномочий в отношении ТОР. Никто – ни дума, ни мэрия – ничего не смогут сделать с тем, что будет твориться под юрисдикцией ТОР. Проверки хозяйственной деятельности будут осуществляться без Счетной палаты. Закон отменит общественные слушания и референдумы по вопросу ограничения пользования территорией городского округа Тольятти!
Первые три года закон о ТОРах распространяется только на Дальний Восток. После – на всю Россию. Несложно догадаться, что эти территории выделяются под «наших иностранных партнеров». Все, что должно было бы стать собственностью наших потомков, уйдет на усиление других стран, которые заплатят нам какие-то мизерные отчисления, ведь согласно закону, налогов они платить практически не будут. Все эти песни про привлечение инвесторов – красивые байки для заливания ушей населению: чтобы не противилось «прогрессивным нововведениям»!
Пример «целесообразности привлечения иностранных партнёров» уже есть. Власти Забайкальского края и китайская компания «Хуаэ Синьбан» из провинции Чжэцзян подписали заявление о намерениях передать Китаю в аренду 115 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. Протяженность территории этих угодий вдоль границы составит 1,5 тыс. км.
Огромные территории земель и пастбищ выделены сроком на 49 лет по цене 250 рублей за гектар в год. Доход России от сдачи в аренду этих земель составит жалкие 30 миллионов рублей в год! Аренда одного гектара за полвека даст стране ничтожных 12 тысяч рублей! Аренда дачного участка в 6 соток стоит дороже.
Поражает ничтожность инвестпроекта, как по вложению средств, так и по доходности для России. Неужели авторы проекта преследуют цель невозврата этих территорий под юрисдикцию России? Реальные инвестпроекты имеют отдачу в течение 10 лет, но здесь аренда оформляется на 49 лет. Причем договор заключается с компанией, не имеющей никакого отношения к сельскому хозяйству, ведь она занимается производством швейных машинок!
Это явное повторение Аляски. И ничтожная доходность проекта, и ничтожные вложения, разнесенные на 49 лет, – все говорит о перспективе отторжения территории от России. Депутату Госдумы от КПРФ удалось через Генеральную прокуратуру опротестовать эту сделку. Сможем ли мы отстоять земли Тольятти для своих потомков – неизвестно.
Вообще, читая внимательно потрясающие по своей щедрости условия для будущих резидентов тольяттинской ТОР, можно предположить, что в Тольятти намеренно создаётся напряжённая социально-экономическая обстановка, чтобы под предлогом улучшения ситуации поскорее отдать тольяттинские земли в жадные руки резидентов территории опережающего разграбления.