Вы сейчас просматриваете Цех-призрак, нарушения конституции и другое «веселие» на АВТОВАЗЕ

Цех-призрак, нарушения конституции и другое «веселие» на АВТОВАЗЕ

Городской независимый профсоюз «МОЛОТ» провёл ряд встреч, в том числе с представителями СМИ.

По итогам январской повестки стало ясно: Тольятти не избежать ещё одного массового митинга. Причины такого прогноза очевидны: владельцы и руководство предприятий продолжают политику ущемления трудовых прав рабочих, а власти всех уровней самоустранились от решения проблем простых тольяттинцев, основным способом заработка которых является тяжёлый и зачастую малооплачиваемый физический труд.

На прошлой неделе депутаты-коммунисты и председатель профкома «МОЛОТ» Вячеслав Шепелёв собирали представителей СМИ для того, чтобы донести информацию о положении дел на ВАЗе.
Первая часть конференции была посвящена тому, как нынешнее руководство ОАО «АВТОВАЗ» в лице Бу Андерссона нарушает принципиальные нормы российского законодательства.

КОДЕКС БЕЗЗАКОНИЯ
– Раньше, – рассказал Вячеслав Шепелёв, – администрация завода знакомила работников с приказами. Сейчас все приказы идут в электронном виде, на уровне директоров производств и начальников цехов, с последующим удалением. То есть ниже начальника цеха документы никто не видит. Рядовым работникам приносят лист ознакомления о том, что вышел такой-то приказ, без текста самого приказа. Людям говорят: «Сначала подпишите, а потом мы вам приказ покажем. Это не голословно. У нас идет суд, где люди, поставившие подпись в подписных листах, говорят: «Мы не читали документ». Это общепринятая практика: людям показывают лист, они его подписывают, не видя приказа, не говоря о самом документе.
Картину дополнил депутат Тольяттинской городской думы от КПРФ Алексей Краснов:
– На днях мы были в суде, защищали сварщика Альчикова. Так вот там была ситуация вообще вопиющая. В январе 2014 года на ОАО «АВТОВАЗ» была выпущена новая инструкция по безопасности. Приказ, вводящий в действие эту инструкцию, обязывал руководителей подразделений ознакомить всех сотрудников с этой инструкцией. В результате по документам, которые предоставили вазовские юристы, бригада Альчикова ознакомилась с инструкцией только в сентябре 2014 года. То есть получается, что они восемь месяцев работали без инструктажа. Когда рабочие бригады узнали о своих «подписях» в листе ознакомления, они заявили, что согласны прийти в суд и подтвердить, что их никто с инструкцией не знакомил. Мало того, даже по тем документам, которые мы считаем подложными, Альчиков ходил на работу не ознакомленный с инструкцией больше года! И эта ситуация касалась такой важной сферы, как безопасность. Что уж говорить о менее значимых вопросах!
Затем участники конференции рассказали о том, как в руки профкома и коммунистов попал новый Кодекс этики Группы АВТОВАЗ.
– Предыстория Кодекса этики такова, – рассказал депутат Тольяттинской городской думы работник АВТОВАЗа Сергей Егоров. – С 2012 года руководство АВТОВАЗа начало активную борьбу с аудио-, видео- и фотозаписями, мотивируя это тем, что предприятие защищает важную для своей деятельности информацию. На самом деле это борьба с попытками работников завода защитить свои права: например, вынести с завода какие-то приказы – для обсуждения или консультации с юристом. Поэтому руководство АВТОВАЗа разработало Кодекс этики, и он вышел как раз когда у нас начались массовые митинги.
– Мы показали Кодекс этики юристам, и они с ходу сказали, что здесь минимум три положения противоречат Конституции, – продолжил Алексей Краснов. – Впечатление такое, что документ не читали не только руководители, которые хоть как-то ориентируются в законодательстве. Впечатление такое, что документ не проходил элементарную юридическую проверку, как это обычно принято на АВТОВАЗе. Судя по всему, за этим приказом о Кодексе этики стоит департамент по корпоративным отношениям, возглавляемый Катержиной Матушковой. В этом смысле понятно, почему Кодекс местами противоречит не только российскому законодательству, но и даже здравому смыслу!
Далее Вячеслав Шепелёв рассказал, как была проведена юридическая экспертиза Кодекса и как было написано заявление в прокуратуру с просьбой оценить степень незаконности вазовского документа. Через некоторое время ответ из прокуратуры был получен. Прокуратура Автозаводского района указала, что Кодекс этики Группы АВТОВАЗ, утвержденный на основании приказа президента предприятия Бу Андерссона от 2 ноября 2015 г.
№ 1143, нарушает Конституцию Российской Федерации. Нарекания надзорного органа вызвали два положения Кодекса этики. Первое – «Работники АВТОВАЗа не должны начинать и поддерживать акции протеста, негативные публикации, информационные кампании». Второе – «Сведения, предоставляемые представителям общественности и СМИ (пресс-релизы, ответы на вопросы, публичные комментарии и прочее), должны быть согласованы с ответственными работниками, наделенными соответствующими полномочиями». Андерссону предписано устранить нарушение законодательства нашей страны.

СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ — ЗНАЧИТ НЕНУЖНЫЕ?
– На АВТОВАЗе вышел приказ № 39, который переводит людей с трехсменки на двухсменку, – продолжил депутат Краснов. – На самом деле суть этого приказа в том, чтобы разделить работников на две группы: нужный персонал и «сверхнормативный». Это люди, которые не будут выполнять производственные работы.
Данный приказ предписывает руководителям производств сделать пофамильный сквозной список «сверхнормативного» персонала, направить людей на непрофильную работу и не допускать к выполнению должностных обязанностей на основном рабочем месте.
«Сверхнормативных» работников уговаривают подписать согласие на все виды работ на территории предприятия. Так, профессионалы высокого разряда: сварщики, металлурги и так далее – идут чинить крышу, заливать полы, очищать и красить станки… С нашей точки зрения, этот приказ нарушает трудовое законодательство. Его настоящая цель – постепенно выдавить людей с предприятия с минимальными издержками.
– Кроме этого, на заводе есть цех-призрак № 49/1, отсутствующая производственная единица, существующая только на бумагах, – продолжил Алексей Краснов. – В этот цех переводят людей на непрофильные вакансии: дворников, маляров, уборщиков. Допустим, подходят к токарю, говорят: «Для тебя сейчас работы нет, давай, чтобы у тебя сохранилась зарплата, мы тебя переведем в цех № 49».
Человек соглашается, подписывает бумажку. По бумагам его перевели в другой цех, но по факту нет, потому что такого цеха не существует. Потом такого «уборщика» легко сократить на основании того, что производственной надобности в таком работнике нет, в цехе № 49 в настоящий момент столько уборщиков не надо».
По мнению Краснова, все, кого перевели в цех № 49/1, – потенциальные безработные, которых легко уволить, и притом дешево, так как упадет их средняя зарплата, а соответственно, и выплаты по увольнению.