Вы сейчас просматриваете Чего не увидел Медведев в Тольятти?

Чего не увидел Медведев в Тольятти?

Под занавес второй рабочей недели этого года наш город посетил Дмитрий Медведев.

Визит премьер-министра связан с желанием правительства вывести отечественный автопром из глубокой комы.

Игорь Мухин

Чей АВТОВАЗ?
Можно ли АВТОВАЗ стопроцентно относить к отечественному предприятию? Многие из нас, тольяттинцев, до сих пор считают его градообразующим предприятием, на котором работает – пока еще – большинство трудоспособного населения Автозаводского района, но контрольный пакет акций принадлежит франко-японскому альянсу, а руководит заводом наемный швед. Так почему же российское правительство должны волновать убытки АВТОВАЗа?! Кстати, их сумма в последние годы постоянно растет и по итогам 2015-го разные источники называют цифры от 35 до 45 млрд рублей (официальная отчетность еще не опубликована). Может быть, потому что ситуация на автозаводе отражается на умонастроениях нашего населения, а впереди выборы?..
Прибыль и убытки ОАО «АВТОВАЗ»:
2009 год +2, 1 млрд руб.
2010 год +2,4 млрд руб.
2011 год +3,1 млрд руб.
2012 год +211 млн руб.
2013 год –6,9 млрд руб.
2014 год –25 млрд руб.
2015 год –35,5–45 млрд руб. (неофициально)

Экспорт
И вот на тольяттинскую землю в прошлую пятницу ступила нога Дмитрия Анатольевича. Кроме тест-драйва LADA XRAY, продажи которого стартуют 14 февраля, премьер провел совещание на тему спасения российской автомобильной промышленности. Главными тезисами заседания стали увеличение уровня локализации собираемых в России автомобилей и рост экспортной доли продукции отечественных предприятий.
Про экспорт много говорить не станем. Известно лишь одно: что руководство АВТОВАЗа в недавнем прошлом обещало наладить продажу автомобилей за границу, как только рубль станет более дешевым. Однако на протяжении всего 2015 года
отечественная валюта значительно девальвировала, но убытки предприятия все равно росли.
Почему же талант «убийцы издержек», как называют Бу Андерссона в Европе, иссяк в Тольятти? Почему он больше не способен выводить предприятия из кризиса?

В утиль!
Как известно, импортозамещение для нашей страны является важнейшей задачей в обеспечении роста экономики на фоне санкций. А увеличение уровня локализации, то есть рост в России количества производств отдельных компонентов автомобиля, – это основная задача для автопрома. Об этом говорил и Медведев на совещании в Тольятти. Но что на деле происходит в нашем городе? Уничтожение компаний, поставляющих комплектующие на АВТОВАЗ. Так, «Автовазагрегат» – некогда крупнейший поставщик сидений, выхлопных труб и других деталей – банкрот. Волжский машиностроительный завод, более известный в нашем городе как ПТО (производство технологического оборудования и оснастки) уникальное станкостроительное предприятие, обладающее более чем 35-летним опытом в решении задач по автоматизации производств, закрыт. Вот что об этом сообщают рабочие в группе «ВКонтакте»: «Господа, сейчас работаю на территории бывшего ВМЗ в Тольятти. Разбираем цеха на металлолом. Тумбочки потрошатся, тут же вывозятся на проход и режутся горелкой на куски. Металлолом вывозим десятками тонн в день. И это ещё не настала очередь станков и прочего оборудования. Сколько же здесь было закопано денег без возврата. Нашли ещё недоделанных промышленных роботов под сотню разных размеров. Пока сгрузили их на пролёты, скорее всего тоже уйдут в лом. Куча цветного металла, пластика, резины, титана, нержавейки. С отделов выносят сотни килограмм бумаги разных форматов в упаковке, мебель, кульманы, канцелярку». Говорят, на территории ВМЗ разместится склад «Магнит-Косметик».
Опытно-промышленное производство варварским способом перевезено на территорию
АВТОВАЗа. Почему варварским? Да потому что, как говорят очевидцы, некоторое уникальное крупногабаритное оборудование было попросту распилено для транспортировки. Смогут ли его монтировать впоследствии? Тот еще вопрос. На ОПП собирали автомобили тестовых серий. И на оборудование было потрачено почти полмиллиарда государственных денег. Если на АВТОВАЗе в дальнейшем планируется лишь отверточная сборка, конечно, такое оборудование ему уже ни к чему…

Отношения с поставщиками
Вообще, в течение прошлого года закрылись с десяток крупных и мелких поставщиков автокомпонентов. Люди, работавшие в них, оказались на улице, зато были заключены контракты на поставку с компаниями, имеющими зарубежные корни.
Про причины разорения тольяттинских поставщиков ходит следующая история. Тех, кто якобы пытался хотя бы на 5% поднять цены (чтобы выйти из убытков), Андерссон решил наказать, разорвав с ними отношения. При этом автозавод начинал закупать аналогичные детали у другой компании, но уже процентов на 25 дороже. Зато Бу не прогнулся перед российским поставщиком. Таким образом, наши компании заменялись турецкими, румынскими и чешскими, то есть теми, которыми владеет альянс Renault-Nissan.
Очевидцы рассказывают, что в июле 2015 года АВТОВАЗу пришлось нанять военный самолет, чтобы доставить из Владивостока контейнеры с кондиционерами. Таким образом Бу проучил поставщика, не желающего уступать в цене. «Я не позволю приставлять пистолет к моей голове», – заявил тогда Андерссон журналистам. Желание Бу проучить зарвавшегося поставщика стоило АВТОВАЗу 450 тыс. евро…
Вообще, как отмечают поставщики, отношения при Андерссоне изменились. Так, с 2014 года в контракты добавился пункт о ежегодном снижении закупочных цен на комплектующие на 2–5%, а отсрочка платежей в 2015-м
выросла с 40 до 60–70 дней.

«Всех заберём!»
Сотрудники производства специальных автомобилей «ВИС-Авто», производящие не только пикапы, но и такие уникальные автомобили, как, например, снегоболотоход «Марш», тоже находятся в ожидании своей участи. В новогодние каникулы их предприятие посетил Бу Андерссон и принял-таки решение о переводе ВИСа на площадки АВТОВАЗа. На вопрос: «Что будет с людьми?» — Бу ответил: «Всех заберем».
Сегодня на «ВИС-Авто» большинство работающих живут в Комсомольском районе, Шлюзовом микрорайоне и даже Жигулевске. Их всех обещает президент забрать на АВТОВАЗ. Но зачем? Чтобы они мели полы на территории завода?
О том, что на АВТОВАЗе будут переводить на общественные работы оставшихся не у дел сотрудников, говорят давно. И субсидировать эти работы будет опять правительство РФ. В 2016-м
АВТОВАЗ рассчитывает получить по новой госпрограмме временной занятости около 2 млрд рублей для оплаты труда рабочих, не занятых на производстве.

Верю – не верю
В своем выступлении Бу Андерссон на совещании топ-500 в конце декабря 2015 года сказал: «Я сорок лет работаю в автопроме. Люди в Тольятти считают, что я вру. Это не так. Если бы я врал, моя жизнь была бы легче, я бы спал больше. И меньшему научился. Спасибо Тольятти, что вы в меня не верите, вы делаете меня сильнее, я сплю меньше».
Однако Андерссона все же можно уличить во лжи. Во-первых, локализация автозапчастей на «Весту» составляет не 70%, как об этом было заявлено Владимиру Путину, а лишь 47%. Ведь многие детали собираются на АВТОВАЗе, но из компонентов, поставляемых альянсом Renault-Nissan. Таким образом, вазовский президент не считает скрытый импорт и выдает желаемое за действительное. И во-вторых, Андерссон называет себя менеджером со стратегией. Однако мало кому известно, в чем ее суть: превратить АВТОВАЗ в площадку по сборке автомобилей или поднять российский автопром? Пока же действия Бу Андерссона большинство тольяттинцев расценивают как расчистку предприятия под отверточную сборку.