На минувшем заседании Думы г.о. Тольятти, которое состоялось 20 января, одним из самых интересных вопросов стал вопрос, так и не вынесенный на обсуждение перед депутатами. Речь идёт о предложении мэрии разрешить строителям застраивать по всему городу многоэтажными жилыми домами зону Ц-7 – полифункциональную зону общественно-производственного назначения.
ЗОНА НУЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
На сегодня основным целевым назначением данных участков является строительство объектов административно-делового назначения, объектов связи, учреждений обслуживания пассажиров, гостиниц, объектов проектного и научно-исследовательского назначения, здравоохранения и аптек. Кроме этого, в зоне Ц-7 можно строить такие замечательные сооружения, как крытые спортивные объекты с искусственным льдом, дома культуры, а также не менее полезные городу выставочные залы, галереи, библиотеки, театры, музеи и кинотеатры.
На худой конец в этой зоне можно разместить не только объекты торгового назначения и общественного питания, а также объекты обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, но и не столь приветствуемые населением мойки легковых автомобилей (но – с расположением у границы квартала), общественные туалеты и всякие «непубличные» вещи вроде объектов логистической деятельности, центральных тепловых пунктов и прочие аналогичные, говоря официальным языком, объекты инфраструктуры.
Впрочем, это её основное назначение. А есть ещё и условно разрешённые виды использования земельных участков этой самой зоны Ц-7. То есть при определённых условиях там можно строить канализационные, водонапорные и ливневые насосные станции, распределительные устройства и пункты, понизительные электрические подстанции со зданиями вспомогательного назначения, а также, как ни странно, культовые здания в виде церквей, мечетей и прочего.
МЫ ПОСОВЕЩАЛИСЬ, И Я РЕШИЛ
В общем, именно в этой зоне мечетей и культурных центров мэрия страстно желает строить многоэтажные дома. Согласно установленным правилам и регламентам, инициатором застройки выступила, конечно, не сама мэрия, а коммерческая организация – ООО «Время плюс». Произошло это ещё летом 2015 года. Тогда же, а именно – 13 августа 2015 года, по заявлению ООО «Время плюс» состоялось заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а 24 ноября 2015 года, согласно постановлению мэрии городского округа Тольятти № 3297-п/1 от 14.10.2015 года были проведены публичные слушания.
Сразу же следует отметить одну подробность того странного ноябрьского вечера. Дело в том, что в публичных слушаниях, на которых решалась судьба застройки десятков тысяч квадратных метров городской территории, участвовал… один человек! И тем не менее положительное решение путём голосования того самого одного человека было принято, и мэрия начала бодро создавать пакет документов в думу.
ЗОЛОТОЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Несмотря на то, что инициируемые мэрией изменения коснутся всей территории Тольятти, основной интерес застройщиков направлен на вполне определённую территорию общей площадью 87,74 га, расположенную по Южному шоссе. И здесь дума решила-таки поставить заслон застройке «золотого треугольника» исключительно домами. Аргументация муниципального парламента изобилует отсылками на законодательство.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
Одним из документов территориального планирования является генеральный план городского округа, статья 18 Градостроительного кодекса РФ. Согласно статье 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития. Следует отметить, что согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2.10 Положений о территориальном планировании городского округа Тольятти Самарской области генерального плана городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года полифункциональные зоны общественно-производственного назначения планируется развивать в г. Тольятти на территории ориентировочной общей площадью 87,74 га, расположенной по Южному шоссе, путем размещения крупных специализированных торговых комплексов, культурно-развлекательных и офисных центров. Таким образом, размещение жилых домов в указанной зоне не соответствует генеральному плану городского округа Тольятти. Поэтому дума мэрии отказала.
Но мэр не сдался и выпросил у депутатов возможность перенести слушание вопроса на следующую думу, «чтобы подготовить дополнительную аргументацию по вопросу». Большинство депутатов проголосовало «за» то, чтобы дать мэрии ещё один шанс. Против второго шанса проголосовали только представители КПРФ.
Комментарий
Алексей КРАСНОВ, депутат думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):
– Симптоматично, что очередной заход на точечную застройку мэрия сделала ровно через год после того, как депутаты «Единой России» проголосовали за уменьшение квоты по машиноместам новостроек. Тогда, 21 января 2015 года, мэрия и партия власти в редком единодушии поддержали застройщиков. Дескать, не будет у нас инвесторов, если не ослабим требования. Вот они и ослабили, совершенно не думая о том, как люди будут жить в домах, вокруг которых места живого не будет от автомобилей.
Я знаю, какую аргументацию будет использовать на следующем заседании мэр, которому единороссы дали второй шанс: он будет напирать на то, что «инвесторы уйдут», что «сократится количество рабочих мест», что «сейчас, в кризис, нужно думать о хлебе насущном, а не о том, как через 10 лет будут жить люди в кварталах, которые ещё не построили». Я всегда критиковал и буду критиковать политику «одного дня». Вот сейчас жители Автозаводского района живут более-менее сносно именно потому, что кварталы с 1-го до 16-го были построены по принципу «удобство людей – превыше всего». А вот уже новые кварталы просто невыносимы с точки зрения комфорта проживания: двум машинам вдоль домов не разъехаться, кругом понатыканы вставки, достройки. Это как раз таки результат политики «одного дня» – сегодня разрешили здесь воткнуть дом, завтра там пристроили ресторан, а послезавтра мамочке с коляской проехать негде.
Мы, коммунисты, проголосовали против того, чтобы выносить этот вопрос ещё раз на думу. Нужно было рассмотреть его сегодня и проголосовать за решение комиссии против застройки зоны Ц-7! Тогда результаты этих позорных слушаний, в которых принимал участие один-единственный человек, не стали бы основанием, чтобы ещё раз мэрия сделала заход на уплотнительную застройку.