Вы сейчас просматриваете Спасение уничтожением?

Спасение уничтожением?

Стартовавшая не так давно программа «спасения» тольяттинского троллейбусного управления погрузила сотрудников предприятия в самый настоящий шок.

На встрече с депутатами от КПРФ они поведали, каково истинное положение дел и в каких условиях им приходится работать. При этом троллейбусные страсти бушуют не только в депо ТТУ, но и в стенах думы: значительная часть внеочередного заседания постоянной комиссии по городскому хозяйству была посвящена проблемам сотрудников «оптимизируемого» предприятия.

В прошлом номере «Тольяттин­ского навигатора» было подробно рассказано, как депутат ТГД Алексей Краснов (КПРФ) вместе с  председателем общегородского независимого профсоюза «МОЛОТ» Вячеславом Шепелёвым  ездили в депо № 3, где с некоторых пор вынуждены работать сотрудники МП «ТТУ». Сырость, холод, лужи, в которых стоят электроприборы, отсутствие хоть какого-то благоустройства в помещении и просто опасные для жизни условия труда привели в крайнюю степень возмущения депутата и председателя профсоюза. Но, как оказалось, это еще не всё. На пресс-конференции, последовавшей за этим визитом, сотрудники ТТУ поделились с журналистами новой информацией.

Оптимизация. Переезд
По словам Елены Грабчак, диспетчера по выпуску подвижного состава, переезд в депо № 3 напоминал стихийное бедствие.  Несмотря на то, что водители, кондукторы и диспетчеры на все время переезда  должны были оставаться дома на 2/3 заработной платы, руководство решило  поэксплуатировать  своих сотрудников в перевозке мебели. Поработать грузчиками выгоняли всех. Это была самая настоящая принудиловка. По словам работниц ТТУ, угрозы доходили до того, что если кто-то не придет помогать, то ему поставят прогул.
Однако физические нагрузки не улучшили положение сотрудников троллейбусного управления.  После переезда положение стало намного хуже. Оказалось, чтобы добраться до работы служебным транспортом (а другой возможности у людей просто нет), они вынуждены вставать в половину второго ночи, садиться в развозку, объезжать весь Автозаводский район и приезжать в Комсомольский в половине четвертого утра.
«Троллейбусы в первую смену выходят на линии с половины четвертого до шести часов утра, – поясняет  диспетчер.  – Люди,  приехавшие на служебном транспорте, вынуждены  просто  просиживать в депо около трех часов впустую, и никто им это время не оплачивает! Когда мы задавали вопрос  по этому поводу начальству, нам  ответили, что ничего страшного, мол, потерпите. Но если водитель встает половину второго ночи, то к двенадцати часам дня он уже хочет спать. Получается, что некоторые водители вынуждены находиться на рабочем месте от 12 до 16 часов – по вине работодателя. Абсолютно недопустимо, когда водитель засыпает за рулем. В конце концов, мы не дрова возим, а людей,  часть из которых –  пожилые люди и инвалиды».
Точно такая же ситуация и со второй сменой. Чтобы уехать домой после рабочего дня, водители вынуждены сидеть в депо до двенадцати ночи и ждать служебный транспорт, который повезет их из Комсомольского района  в Автозаводский.

IMG 3132

IMG 3135

Оптимизация. Совмещение
Следующим шагом  так называемой оптимизации ТТУ стало решение руководства укомплектовать штат, которое иначе как абсурдным работники назвать не могут. В МП «ТТУ»  всегда был центральный диспетчер, который отвечает за все районы и регулирует все движение, и диспетчер по выпуску, который подготавливает путевые листы и выпускает машины на линии.  Но руководство решило переписать должностные инструкции и совместить эти должности, посчитав, что так будет выгоднее. «Это абсолютно две разные работы, у этих диспетчеров абсолютно разные функции, – возмущается Елена. – Их невозможно совмещать. Работа была отлажена на протяжении нескольких десятилетий, но  руководство, видимо, считает, что «Правила эксплуатации троллейбусов», выпущенные Министерством транспорта РФ, – это не руководство к действию».

Оптимизация. Упущенные деньги
Как известно,  мэрия активно взялась за реализацию плана спасения муниципального предприятия, считая троллейбусное управление убыточным для города. Однако у сотрудников подобное заявление вызывает как минимум недоумение.
«За двенадцать часов троллейбус расходует энергии на одну  тысячу рублей, кондуктор собирает за смену выручку где-то  2500  рублей, – объясняет Елена Лукьяненко,  водитель подвижного состава. – Получается, что за смену уже оплатили электроэнергию и заработали на заработную плату водителю и кондуктору. Непонятно, почему утверждают, что мы работаем в минусах? Кроме этого, троллейбусы завешаны рекламой, на наших опорах висят электропровода различных операторов связи, перетяги. Это же все деньги! Мы также сдавали в аренду территорию АТП-3, город оплачивал заказные рейсы.  У нас есть уверенность, что эта ситуация создана специально».
Утверждение работников ТТУ косвенно подтверждает следующее. С их слов, на так называемый  «родительский день»  троллейбусы были остановлены специально, а на кладбища ездили только «газели». По подозрению сотрудников ТТУ, это было  сделано для того, чтобы не дать ТТУ заработать денег. Есть еще один момент, который в очередной раз ставит под сомнение эффективность так называемого плана мэрии по спасению ТТУ. Как рассказала Елена Грабчак, маршруты № 13, 14 и 18 начинают работу в седьмом квартале.  Чтобы доехать из депо № 3 до седьмого квартала, уходит примерно полтора часа. Если сделать несложные расчеты, то выходит следующее.  За один час троллейбус потребляет 20 киловатт. Если их умножить на тариф в размере 3,45, то выходит 70 рублей. Перегон троллейбуса туда и обратно составляет три часа, умножаем семьдесят на три, получаем 210 рублей. Эта сумма расходуется на один троллейбус в день, а машин  – 26. То есть за месяц впустую тратится 160 тысяч, за год теряется около двух миллионов. «Это и есть план спасения,  который якобы экономичный? – возмущаются женщины. – Этот план привел к тому, что порожняком гоняют машины и теряются деньги!»

Оптимизация. По собственному желанию
В завершение беседы сотрудницы добавили, что ещё до реализации «плана спасения ТТУ» водителей троллейбусов лишили так называемого коэффициента трудового участия в размере около 2,5 тысячи рублей. В итоге  водитель третьего класса стал получать 12 тысяч рублей в месяц, а водитель первого класса – 15 тысяч. Для сравнения: водитель маршрутки в среднем зарабатывает в месяц около 40 тысяч рублей. В результате водители, проработавшие на предприятии многие годы, стали увольняться. Разумеется, «по собственному желанию», ведь надежды на улучшение ситуации у людей просто нет.

Главное – цифры
Продолжение ситуация получила 7 декабря – на внеочередном заседании постоянной комиссии по городскому хозяйству.  Перед депутатами ТГД выступал руководитель ТТУ г-н Евгений Растегаев. В своем выступлении он представил цифры, из которых становится ясно: предприятие будет убыточным при любых раскладах. Даже если ТТУ получит субсидии от города, их не хватит на «латание» всех дыр. Потому надеется господин Растегаев лишь на 13-е приложение к бюджету, согласно которому финансирование управления будет возможным при возникновении у муниципалитета дополнительных доходов. Смело можно предположить, что рассчитывать в нынешние сложные времена на допдоходы более чем самонадеянно. Выходит, что программа оптимизации выполнена полностью не будет, а сотрудники от ее реализации уже страдают.

Кошмарят
Депутата от КПРФ Алексея Краснова более всего волновала судьба людей, вынужденных работать в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. Открытые приборы с высоковольтным напряжением, вода по щиколотку и отсутствие пожарной сигнализации – все это лишь небольшое перечисление всех нарушений, которые депутат видел собственными глазами во время своего визита в депо № 3. В ответ на все это Растегаев поведал о наполеоновских планах руководства предприятия.

Rastegaev

«Будет проведен ремонт кровли и косметический ремонт третьего и четвертого этажа», – пообещал он. Правда, учитывая сроки проведения конкурсов, придется «немного потерпеть: сделано это будет не раньше чем через четыре-пять месяцев. Что же касается системы пожаротушения и оповещения, то их установка весьма затратна, у предприятия таких денег нет. Получается, снова вся надежда на финансирование из бюджета. Выходит, в неотремонтированном, заливаемом водой здании люди проведут всю зиму и встретят весну – настоящий вызов здоровью.  
Присутствующий на комиссии Вячеслав Шепелёв, председатель общегородского независимого профсоюза «Молот», в свою очередь, стал задавать г-ну Растегаеву неудобные вопросы, на которые руководитель предприятия отвечал неохотно. В частности, Шепелёв поинтересовался, будут ли приобретаться запасные части для троллейбусов, ведь, как известно, в течение последних двух лет троллейбусы ремонтируются за счет списанного подвижного состава. Расстегаев ответил, что будут, но далее сменил тему. «На предприятии сейчас создан проф­союз «Молот», который не предоставил мне ни членов проф­союза, ни устав, ни организацию. Я готов ответить на все ваши вопросы, приходите  — пообщаемся. У меня нет работника по фамилии Шепелёв», — заявил Растегаев.
Однако председатель профсоюза не растерялся и продолжил тему. «Членов профсоюза я не обязан предоставлять, а устав есть. Деньги и расчеты, конечно, хорошо, но меня больше интересуют люди, работники ТТУ, которые и просили задать вам все эти вопросы, – парировал Шепелёв.  – В частности, сегодня при мне в седьмом квартале у двух троллейбусов спустили колеса, у одного —  полетела схема. Их погнали в депо № 3. Так о какой рентабельности может идти речь, если сломанные троллейбусы при поломке будут тащить через весь город в Комсомольский район?». На вопрос руководитель ТТУ не ответил.
Максим Гусейнов (КПРФ) поинтересовался судьбой кредита, взятого мэрией для ТТУ. Ответ снова повергает в глубочайшее удивление. Оказывается, руководитель ТТУ заявил, что даже не связывался с ОАО «ПОКХ» (одним из кредиторов).  «Как это так, значит, деньги вам не нужны, если вы даже не обращались?» – возмутился депутат Борислав Гринблат.  «Нужны», – скромно ответил Растегаев. То же самое с муниципальной гарантией. Дана она мэрией или нет, финансист из горадминистрации не смогла ответить. Удивительный уровень проработки важнейшего для города вопроса.
Кульминацией заседания стало выступление водителя МП «ТТУ», который прибыл на заседание по просьбе Вячеслава Шепелёва, председателя общегородского независимого проф­союза «Молот». Он обратился к чиновникам и руководству с просьбой прислушаться все-таки к людям, а не к своим непонятным расчетам. Терпеливо высидев полуторачасовое обсуждение судьбы ТТУ, мужчина, видимо, все-таки не выдержал, обвинив чиновников в создавшейся ситуации. «Как так можно относиться к людям? – спросил водитель. – Вы нас не слышите, а ведь от ваших решений зависит наша судьба. Вы кошмарите наше троллейбусное управление уже много лет. Как вы пытаетесь спасти ТТУ, если нас все время дублируют «газели», которых огромное количество? Наше мнение: все это сделано специально – из-за «газелей». Но мы ведь бабушек и дедушек возим. Да и зарплата у многих из нас – восемь тысяч, как можно прожить на эти деньги? Вы услышьте простых людей!»

Мы наблюдаем типичное противостояние коммерческих и муниципальных предприятий, жертвами которого стали простые работники ТТУ. К сожалению, подобная ситуация – тренд для Тольятти нескольких последних лет. Поэтому финал ситуации нам хорошо известен: неэффективная реструктуризация приведет лишь к еще большему сокращению доли муниципального предприятия на рынке, которую тут же займут «газели». Это в свою очередь вызовет сокращение персонала ТТУ и новую волну безработицы.
P.S. Профком «МОЛОТ» обращается ко всем рабочим Тольяттинского троллейбусного управления. ВСТУПАЙТЕ В ПРОФСОЮЗ!!! БОРИТЕСЬ ЗА СВОИ ПРАВА!!! Такое нельзя терпеть!

МОЛОТ

Комментарий

Алексей КРАСНОВ, депутат думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):

Krasnov 2

«Я задал на комиссии огромное количество вопросов и на большую часть из них, к сожалению, услышал не очень утешительные ответы. Например, меня огорошило, что крыша в ремонтном цехе будет починена только к июлю 2016 года. Получается, что всю зиму там будет сохраняться та аховая ситуация, которую мы зафиксировали с Шепелёвым в ходе двух проверок.  Вдобавок я узнал, что депо №  2, оказывается, находится в залоге у какого-то банка. Кто и при каких обстоятельствах его в этот залог «оформил» – это нужно будет обязательно выяснить. Некоторые намерения руководства ТТУ у меня вызвали недоумение. Например, стремление повысить доходность предприятия за счёт размещения в СМИ города имиджевых статей и за счёт обучения персонала «правильному обслуживанию клиентов». Ещё бы шамана с бубном наняли…  Одно отрадно: на заседании комиссии и Баннов, и Растегаев подтвердили, что от продажи депо № 2 они отказались. Надолго ли? Покажет время… Но я считаю, что это пусть и небольшая, но уже победа над всей этой вакханалией распродажи Тольятти в руки олигархов, чиновников и депутатов, трущихся у кормушки.