Массовые увольнения сотрудников АВТОВАЗа и народные волнения в Тольятти подрывают репутацию президента автозавода в глазах топ-менеджмента «Ростеха». Так, компетентные источники отмечают, что глава госкорпорации уже не скрывает своего недовольства политикой г-на Андерссона.
Массовые увольнения – европейская практика?
Публичная критика Сергеем Чемезовым генерального директора АВТОВАЗа Бу Андерссона в основном касалась массовых увольнений, которые до сих пор не прекращаются на предприятии. Глава «Ростеха» недоумевает, почему сокращения персонала проходят «методом обрезания». «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — заявил Чемезов представителям федеральных СМИ.
Напомним, что в прошлом году чистка завода «съела» порядка 14 тысяч человек, что составило 20% от штатной численности предприятия. Затем в 2015 году были уволены еще чуть более тысячи человек. При этом параллельно идут увольнения «по соглашению сторон».
Массовые сокращения для автогиганта не новость. Они проходили еще до назначения Бу Андерссона. Так, в кризисные 2008–2009 гг. было сокращено 40 тысяч заводчан. Впрочем, тогда руководство области совместно с менеджментом завода нашли возможности обучить новым специальностям и трудоустроить уволенных. Сейчас, по словам главы «Ростеха», «народ выгнали на
улицу».
Народные волнения
До недавнего времени критики в сторону Бу Андерссона никто не слышал. В «Ростехе» его хвалили. Сам же Чемезов в интервью «Ведомостям» летом этого года говорил: «Работает он хорошо». Однако с недавних пор благостное отношение сменилось негативом. Как сообщает закрытый источник в «Ростехе», Чемезова насторожили протестные акции, прошедшие в Тольятти буквально недавно. На пикетах рабочие требуют прекратить увольнения, повысить зарплаты и даже национализировать завод. В начале месяца в нескольких информационных источниках прошла информация о том, что Автоград готовится к массовым беспорядкам. Якобы в городе даже появилась специальная техника – бронированный «КАМАЗ Штурм», оснащенный ковшом для прорыва через скопления людей и баррикады, а также двумя водометами. Параллельно с этим Бу Андерссон не скрывает планов на будущее: в 2016 году пройдет еще одна волна увольнений, которая лишит еще 6-7 тысяч тольяттинцев рабочих мест и зарплат. «План уже есть, в конце ноября его вынесут на совет директоров», – говорит топ-менеджер завода.
«Вопрос [увольнений] стоит достаточно остро, и в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз», — говорит Чемезов. В ближайшее время эта ситуация будет обсуждаться с руководством альянса Renault-Nissan на совете директоров АВТОВАЗа. А это значит, что как минимум воспитательная работа с европейским топом будет проведена.