Вы сейчас просматриваете Битва рогатых

Битва рогатых

Тольяттинские троллейбусы падут в неравном бою?

Работники Тольяттинского троллейбусного управления возмущаются, когда их машины называют «рогатыми». Но ведь это – любя: за почти полвека с момента открытия в городе троллейбусного сообщения мы привыкли считать этих степенных красавцев неотъемлемой частью родного пейзажа. Не случайно затянувшееся отсутствие их на городских улицах заметили даже те,  кто не следит за перипетиями драматичной истории завоевания ареала, некогда законно принадлежавшего троллейбусу, несметными полчищами суетливых и пронырливых «газелей» и иных маршруток. Именно завоевания: судя по всему,  вопреки мировым тенденциям в Тольятти с экологически чистым электротранспортом ведётся необъявленная, но оттого не менее жестокая война.

Все в вольер!
Напомним, тольяттинские троллейбусы остаются «на приколе» уже третью неделю. И на первый взгляд, «временное» – но беспрецедентное в истории города! – исчезновение  их с улиц города подпадает под обычный  «спор хозяйствующих субъектов», на что теперь модно все валить.
Посмотрим, как развивались события. 5 октября ПАО «Самараэнерго» отключило троллейбусные маршруты МП ТТУ от электросети, сославшись на невыполнение предприятием обязательств по погашению задолженности перед ресурсопоставщиком. Долг был реструктурирован, график выплат составлен и подписан обеими сторонами, муниципальным предприятием и энергетиками, еще в августе – и уже в сентябре нарушен. При этом пресс-служба энергокомпании заранее сообщила о намерении обесточить злостному неплательщику контактную сеть. И не частями, не отдельными линиями и ненадолго,  как это было летом 2014 года, а полностью. Провода, а значит, и троллейбусы «оживут», когда будет выплачена вся сумма.
Энергетики ждут выплаты в размере 6,69 миллиона рублей. Но это лишь «вершина айсберга». Звучала цифра 94 миллиона – именно такой кредит мэрия рассчитывает получить в ближайшие две недели. «Благодаря кредиту задолженность ТТУ перейдет в управляемый режим, что в конечном итоге позволит избежать отключений электроэнергии», – сообщается в официальном релизе с пресс-конференции мэра Сергея Андреева, которая прошла 12 октября. На встрече с сотрудниками троллейбусного управления 14 октября градоначальник пояснил, что он «лично звонил руководителю отделения крупного федерального банка и договаривался о дополнительном выделении средств, – потому что, если подходить к вопросу формально, то ни на какое кредитование можно не рассчитывать. Ответ будет один: «До свидания!» Сегодня, по словам мэра, «вопрос сдвинулся с мертвой точки, и в скором времени мы надеемся покрыть часть долгов предприятия для восстановления его полного функционирования». Для этого и нужна муниципальная гарантия. Если всё срастётся (депутаты дадут добро и банк не откажет) – «ориентировочный запуск работы троллейбусов намечен на начало ноября».
Акт гуманизма
«ТН» выяснил настроения депутатов. На вопрос, будет ли городская дума 21 октября голосовать за предоставление муниципальной гарантии для спасения ТТУ, многие народные избранники ответили скорее утвердительно. Правда, скрепя сердце, а кто-то даже наступив «на горло собственной песне». Поскольку, как и мэр, понимают, что речь идет лишь о «краткосрочной перспективе» – проще говоря, об очередном «спасательном круге» для утопающего предприятия.
По мнению наших собеседников, к сегодняшнему плачевному состоянию управление пришло не само по себе – это в первую очередь результат «деятельности» чиновников, отвечающих за работу муниципального транспорта. Это по закону. А по факту? В бюджет ежегодно закладываются многомиллионные суммы на заведомо нерентабельные рейсы (при нынешней экономике город не может отказаться от этой практики). Какие средства заложить на очередной год, решает мэрия, депутатам остаётся только проголосовать. Заложишь меньше, чем потребуется, – и как тогда расплачиваться за то же электричество, без которого троллейбус не ходок? Но именно хроническое недофинансирование этой статьи, как утверждают думские аналитики, по большому счёту, является причиной нынешнего кризиса. По словам депутатов, кредит МП, уже погрязшему в долгах перед бюджетом (и доведенному, во многом «благодаря» мэрии как собственнику предприятия «фактически до состояния банкротства»), кардинально проблему не решит. Новое вливание миллионов только «продлит агонию» и ляжет тяжким бременем на городскую казну, которая явно не ломится. При этом все понимают: сегодня, когда троллейбусы встали, как вкопанные, деваться некуда, поскольку на кону вопрос сохранения, пусть даже весьма затратного, но экологически чистого транспорта. И готовы дать добро на очередную потенциальную дыру в бюджете при условии, что исполнительная власть в конце концов займётся разработкой нормального плана развития троллейбусного управления, который бы предотвратил в будущем подобные отключения «умирающего» от «аппарата искусственного дыхания»…
Мера мэра
Понимая, что вопросы у думы будут непременно, мэр уже озвучил одну их мер, которая, на его взгляд, «послужит финансовым источником для погашения кредита». Как было заявлено на пресс-конференции в прошлый понедельник, планируется заработать (и получить ежегодную экономию в 17 миллионов рублей) на продаже базы и административного здания троллейбусного депо в Автозаводском районе. Предполагается, что оно больше не пригодится ввиду отказа АВТОВАЗа от троллейбусных перевозок заводчан уже в 2016 году. Но насколько убедительно это звучит применительно к Тольятти, где, к примеру, здание автовокзала не могут продать уже пять лет?
Да и отказ крупнейшего градообразующего предприятия от услуг ТТУ вряд ли можно считать хорошим знаком, свидетельствующим о радужной социально-экономической перспективе для города. Не потому, наверное, отказываются, что не любят троллейбусы. А поскольку причины отказа не озвучены, остаётся только строить версии. И первое, что «лежит на поверхности»: в связи с дальнейшими сокращениями, о которых немало сказано, вазовский пассажиропоток просто может иссякнуть. А значит, если вернуться к всё той же теме рентабельности перевозок, для городского бюджета, который уже сегодня покрывает половину стоимости проезда на троллейбусах, они станут ещё дороже. И о какой экономии тогда речь? И кому нужна такая «экономия»?

Один пишем, другой в уме
Конечно, никто прямым текстом не скажет, что ситуация доведена до критической специально, чтобы приучить горожан к мысли о неизбежной смерти  троллейбуса как вида транспорта, в Тольятти безнадёжно нерентабельного, и что кто-то задался целью обанкротить ТТУ. Единственный, кто мог позволить себе нечто подобное, был известный блогер, признанный эксперт по вопросам транспорта, ныне покойный Антон Буслов. В открытом письме на имя губернатора Николая Меркушкина в январе 2013 года он публично обвинил тольяттинского градоначальника в некомпетентности и, мягко говоря, лукавстве. «Во всём мире идет активное развитие электротранспорта, это определяется его экономичностью, экологичностью, дружелюбием к городской среде, – писал он, особо подчеркнув, что при нормальном суточном пассажиропотоке, за счет более дешевого обслуживания и большего ресурса службы, «троллейбусы примерно на 30 процентов экономичнее автобуса». По мнению Буслова, если действительно печься о бюджете города, а не о чьих-то  «иных финансовых интересах», этого нельзя не учесть.
И в самом деле,  достаточно понаблюдать, насколько вольготно чувствуют себя в Тольятти коммерческие перевозчики, безнаказанно отнимающие хлеб у тех же троллейбусников, – и мысли о том, что троллейбус в Тольятти в роли пасынка, возникают.
Наглым и безнаказанным поведением «альтернативщиков» (когда пассажиров уводят буквально из-под носа следующего по графику троллейбуса) возмущались сотрудники терпящего бедствие предприятия на встрече с мэром в прошлую среду. И действительно, несмотря на договор с муниципалитетом, в котором подобные «недоразумения» исключены (за такие безобразия мэрия вправе разорвать контракт с перевозчиком), этот жульнический трюк систематически и массово практикуют в часы пик «газелисты», дублирующие городские маршруты и устраивающие в погоне за пассажирами гонки на выживание.
Вы скажете: а куда им деваться – все хотят есть. Верно. Вот только, хоть и называют города «каменными джунглями», по закону джунглей жить, наверное, никто не хочет. На то и власть, чтобы устанавливать правила игры, более или менее справедливые, и контролировать их выполнение всеми сторонами. Пока же трудно избавиться от ощущения, что игра идёт в одни ворота. И что в погоне за сиюминутной выгодой (чьей выгодой?) может потеряться из вида перспектива, а она – и это признают все – за экологически чистым транспортом. А значит, «похоронить» тольяттинский троллейбус, а вместе с ним и огромный пласт истории и культуры города как минимум недальновидно.