Вы сейчас просматриваете Терпение на исходе

Терпение на исходе

День машиностроителя горожане отметили многолюдным митингом.

В воскресенье, 27 сентября, в парке Победы прошёл митинг против массовых сокращений на тольяттинских предприятиях. Высказаться, выслушать и поддержать выступающих собралось более тысячи человек. Организаторы очередного, уже второго в этом месяце «схода граждан» (первый прошёл 8 сентября на Центральной площади, «ТН» писал об этом) – городское отделение КПРФ и профсоюз «Единство» – не смогли побить рекорд 2009 года,
когда «на площадь» вышли около пяти тысяч тольяттинцев. Но такой задачи, по их признанию, и не ставилось.

С каждым митингом народу прибывает, и тенденция очевидна: очень скоро те, кто создаёт почву для подобных акций, не оставят обречённым людям другого выбора, кроме как протестовать массово. А если митинги и впредь будут собирать одних лишь «утопающих», то неизбежен вопрос: как тогда трактовать неприлично затянувшееся молчание власти по поводу этих акций? Если знак согласия – то с кем: с митингующими или с их обидчиками?

Ситуация в Тольятти тревожит всех, и это заметно по публикациям в федеральных СМИ. Не случайно моральную поддержку протестующим оказывает одно из крупнейших независимых объединений – Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация». В опубликованном на сайте МПРА анонсе митинга в Тольятти отмечено: «Профессиональные праздники в России все чаще превращаются в протесты. Так будет и в Тольятти, где 27 сентября, в День машиностроителя, состоится митинг рабочих нескольких предприятий. Катастрофическая ситуация сложилась сразу на двух поставщиках АВТОВАЗа – «АвтоВАЗагрегате» и Волжском машиностроительном заводе. Праздничные гуляния, запланированные властями города, выглядят на этом фоне пиром во время чумы»…

А. и Бу вылетят в трубу?
Честно говоря, мы, как и многие, надеялись увидеть на этом митинге представителей руководства АВТОВАЗа, мэрии Тольятти и областного правительства. Некоторые блогеры справедливо отмечали в канун ожидаемого (и объявленного за три недели до назначенного дня) события, что уместно было бы появиться там и мэру Сергею Андрееву, и губернатору Николаю Меркушкину: для обоих Тольятти город вроде как не чужой, если вспомнить времена предвыборные. Да и организаторы готовы были предоставить им слово: информация из первых уст о том, как власть собирается участвовать в разрешении проблем, связанных с обсуждаемой угрозой и уже реальными массовыми сокращениями, была бы кстати. Но никто из первых лиц на митинге замечен не был, и потому в их адрес выступавшими было сказано немало «лестных» слов, самое доброе из которых – хрестоматийное «сказочник», адресованное Бу Андерссону.
К слову, общение с народом ещё никому не повредило, а в этом случае могло бы даже пойти на пользу, поскольку многие вопросы, возможно, были бы сняты на месте. И в самом деле, предстоящее сокращение пятнадцати тысяч вазовцев – пока лишь слух. Но, если администрация готова предпринять массовые сокращения, профсоюзы (в том числе независимое «Единство») должны быть поставлены в известность за три месяца. Пока же такие уведомления в профсоюзы не поступали. Тем более мог бы Бу Инге, глядя в глаза людям, сказать, как на самом деле обстоит дело и что задумали в вазовской высотке. Теперь же шанс упущен и разговаривать придётся уже на следующем митинге, и, увы, на повышенных тонах.
Сразу отметим: по итогам воскресного митинга принята резолюция с требованиями прекратить сокращения на АВТОВАЗе, повысить зарплаты работникам предприятия. Участники акции выступили за отставку главы компании Бу Андерссона. Прозвучало и требование национализации завода, которое также поддержали митингующие. Так или иначе, руководству тольяттинского автогиганта предложено сесть за стол переговоров – в противном случае активисты выразили намерение приступить к процедуре коллективного трудового спора. Согласно ст. 399 Трудового кодекса РФ, для этого нужно собрать подписи не менее половины работников предприятия, а это, при нынешней штатной численности, более 26 тысяч вазовцев. Некоторые участники митинга высказали мнение, что эта задача вполне решаема…

Выйти на площадь
Как обычно, данные о количестве митингующих разошлись: полиция называет цифру 700, организаторы – полторы тысячи. В любом случае это самый массовый митинг за последние несколько лет. И конечно, масштаб события требует, чтобы вопросы, заданные на «праздничной» акции, были как минимум рассмотрены руководством АВТОВАЗа, и рассмотрены цивилизованно, за круглым столом. Речь, разумеется, прежде всего об экономическом пакете, поскольку вопрос о национализации предприятия стоит, мягко говоря, особняком, и решается уж точно не на местном
уровне…
Но главное, пожалуй, пока даже не количество протестующих, а качество протеста. Несомненно, организаторы в данном случае не обладают административным ресурсом, чтобы собрать многие тысячи. На митинги приходят действительно те, у кого наболело. Многие – не дожидаясь, пока их «клюнет петух». Кто-то – уже сам, испив горькую чашу безработицы и нищеты. Ведь не только хозяева «АвтоВАЗагрегата», поминаемые лихом каждым вторым оратором, по сути, вывели людей на площадь. Не они одни довели город до того, что преодолён «психологический барьер»: сегодня даже консервативная и глубоко законспирированная официальная статистика не может скрыть тот факт, что количество безработных в Тольятти превысило число соискателей рабочих мест, стоящих «на бирже». Настало время, когда всякие-разные циничные господа, повторяющие как заведённые, что работа в городе прямо валяется на дороге, просто наши люди «зажрались», наконец могут заткнуться.
А там, глядишь, поубавится и недоумков, которые отрабатывают свои жалкие сребреники, провоцируя конфликты с людьми, готовыми рискнуть многим, чтобы только помочь тысячам униженных людей отстоять свои права. Пока же провокаторы чувствуют себя вольготно – и именно об этом рассказал участникам митинга депутат Тольяттинской городской думы от КПРФ Алексей Краснов. За пять дней и ночей одиночного пикета-голодовки в поддержку работников АВА на площади перед думой он наслушался столько площадной брани в свой адрес, что словами не передать. И митингующие не могли не оценить мужество этого человека, единственного из народных избранников, решившегося на столь серьёзный даже по нынешним временам шаг – выйти на площадь…

Качественный протест
Нужно отдать должное всем, кто подготовил митинг в парке Победы: протест был качественный. Хотя бы потому, что, в отличие от большинства других подобных акций, в том числе в столицах, обошелся без провокаций и взаимных обид. Да и могло ли быть по-другому, если сами организаторы солидарны между собой и готовы не только критиковать социально безответственных работодателей, но и помочь власти в поисках путей выхода из ситуации. Не случайно сразу после А. Краснова слово взял представитель профсоюза «Единство» Вячеслав Шепелев, также выдержавший голодовку в поддержку коллектива «АвтоВАЗагрегата». Он предложил создать общегородской орган, координирующий протестные действия против сокращений на предприятиях. Запись участников митинга, готовых объединиться ради этой цели, прошла тут же. Среди записавшихся оказалось немало вазовцев, обеспокоенных слухами о предстоящей внушительной волне сокращений на крупнейшем, пока ещё градообразующем предприятии.
К сожалению, большинство политических сил отстранилось от «неудобных» тем, которые стали печальным поводом для серии тольяттинских митингов. Многие горожане отметили: наиболее чёткую и последовательную позицию заняли представители компартии. Так, прибывший на массовую акцию в парк Победы помощник депутата Государственной Думы Леонида Калашникова (тоже в прошлом вазовца) с болью говорил о том, как равнодушна власть к беде, в которой оказались работники АВА, и на что обречены вазовцы. И что власть не имеет права оставить горожан один на один с проблемами – она обязана разделить ответственность за их судьбу и будущее города.
– Работники «АвтоВАЗ­агрегата» пикетировали Самар­скую губернскую думу и Дом правительства. Чего они просили? «Выплатите наши деньги, которые мы заработали! Выплатите, чтобы мы кормили наших детей, смогли отправить их в школу и детский сад!» Что ответило государство? Молчание полное. Министерству труда и занятости я задал только один вопрос: «Вы постоянно говорите о том, что у нас много рабочих мест. Я хочу завтра трудоустроиться – покажите, куда прийти? Кто укажет такое рабочее место в Тольятти? А вы ещё 15 тысяч собираетесь сократить с Волжского автозавода. Так вот, я сегодня здесь стою, чтобы призвать правительство Самарской области: дайте рабочие места, если вы сокращаете их здесь, в Тольятти. Не каждый готов и способен сегодня подняться, собрать своих детей… Как эти люди поедут, куда? На «Иж-Авто», поднимать нашу «Ладу»? А почему туда – здесь она начиналась. Нашими отцами были построены этот город и этот завод. И этот завод давал два процента ВВП всей страны. Он был локомотивом, и этот город содержал один Волжский автомобильный завод. А сегодня нам говорят: всё, мы ничего сделать не можем…

Очевидно: ситуация в Тольятти усугубляется. И мы не раз ещё вспомним классиков марксизма и выведенные ими диалектические законы, которые пока никто не опроверг. «Количество рано или поздно переходит в качество» – так нас учили. При этом никаких других способов «достучаться до небес», кроме наращивания протестной активности, тольяттинцам не оставили. А значит, тем, к кому взывают на площадях, придётся спуститься на землю. Другого пути нет.