Депутаты КПРФ вышли в Государственную Думу с инициативой изменить систему капитального ремонта в многоквартирных домах.
Как известно, более половины тольяттинцев не спешат оплачивать счета за капитальный ремонт, выставленные региональным оператором. Отсюда и цифры: по последним данным, представленным Фондом капитального ремонта, процент оплаты собственниками многоквартирных домов составляет только 41,5 % от общей суммы. Есть мнение, что если не изменить саму систему капитального ремонта, процент плательщиков будет продолжать снижаться, что в итоге приведет к коммунальной катастрофе.
Майя Мараховская
По словам Максима Гусейнова, руководителя фракции КПРФ в Тольяттинской городской думе, ситуация с оплатой капремонта в 2015 году по сравнению с 2014 годом резко ухудшилась. В начале 2015 года доля оплачивающих ежемесячные квитанции собственников помещений в многоквартирных домах упала с 39 до 25%.
«Нежелание людей платить региональному оператору связано с социально-экономической ситуацией в городе, – считает Максим Гусейнов. – Доходы у людей небольшие. И вторая причина столь низких показателей – у горожан нет доверия к работе фонда. Поэтому от фракции КПРФ мы направили обращение в Государственную Думу, где подробно изложили, как можно
исправить ситуацию по капремонту».
Куда уходят деньги?
По мнению депутатов КПРФ, региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов содержат весьма условные сроки проведения ремонта, которые могут быть произвольно изменены, ремонт может фактически вовсе не проводиться. Но при этом уплата гражданами взносов на него продолжается. Получается, что население из года в год вносит средства на капитальный ремонт, проведение которого им не гарантировано и не обусловлено сбором определенной суммы взносов. При этом региональные операторы и владельцы специальных счетов, на которых аккумулируются взносы на капитальный ремонт, становятся держателями немалых денежных средств. Также порой управляющие компании в нарушение своих обязанностей собирают с граждан иные взносы, которые позиционируются как взносы на ремонт, но при этом фактически соответствующие работы не проводятся.
Реконструкция системы
Итак, дабы изменить существующее положение, авторы законопроекта предложили следующее. Во-первых, необходимо ввести систему софинансирования расходов на капитальный ремонт за счет средств государственной или муниципальной поддержки. То есть собственник помещений будут вносить свою долю софинансирования, которая не должна превышать 15% от общей суммы расходов на ремонт их дома. Остальные 85% должно финансировать государство. Авторы законопроекта уверены, что полноценный капитальный ремонт без государственного софинансирования невозможен. И попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.
«Сегодня, если говорить о системе капремонта, выходит так, что государство свалило со своих плеч эту проблему на плечи собственников, – продолжает депутат. – Собственники где-то не могут, а где-то не хотят платить. Вот и получилось, что из-за недофинансирования происходит срыв программы. Не секрет что в 2014 году из 230 домов было отремонтировано только 12. В этом году примерно такая же цифра будет. Все это выйдет к тому, что наш далеко не новый жилищный фонд придет в аварийное состояние».
Не стоять в стороне!
Еще одно изменение, которое инициировали депутаты КПРФ, связано со сроками ремонта. Ими было предложено вместо нынешней системы взимания и накопления взносов на капитальный ремонт установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме. То есть государство обязуется перед гражданами провести в их доме ремонт в точно установленные сроки, собрав с собственников взносы только в пределах их максимальной доли – не более 15%. Все эти обязательства фиксирует договор о капитальном ремонте, его нельзя просто так расторгнуть по инициативе одной из сторон. Если он прекращается по вине государства, гражданам возвращаются все уплаченные ими взносы с учетом начисленных процентов. При этом собственники помещений платят за капитальный ремонт только своего дома, четко зная сроки проведения работ, состав и стоимость проводимых работ, подрядчиков и исполнителей и осуществляя постоянный контроль. Также согласно законопроекту, если сроки проведения ремонта затягиваются более чем на три года относительно изначально установленной даты, собранные взносы возвращаются их плательщикам с учетом начисленных процентов.
«Смысл в том, что данная инициатива ужесточает исполнительность фонда, – разъясняет коммунист. – В данный момент такая ситуация: то ли сделают ремонт в доме, то ли не сделают. А тут фонд будет понимать, что если не проведет ремонт в течение пяти лет, то деньги он не получит».
И, пожалуй, еще одно немаловажное изменение (опять же по инициативе КПРФ) – снизить минимальный взнос граждан на капитальный ремонт домов. Предлагается собирать с населения по 2,20 руб. за квадратный метр в пятиэтажных домах и 2,97 руб. в многоэтажках. (В настоящий момент тариф в пятиэтажных домах составляет 5,07 руб. с квадратного метра, и 5,84 руб. в многоэтажках.) Как пояснил Максим Гусейнов, такие цифры получились исходя из арифметики. То есть если выходить на собираемость сборов, то уровень взносов собственников жилых помещений в многоквартирных домах обязательно повысится.
Данный документ, который был изучен в Государственной Думе, был отправлен на доработку. В ближайшее время документы поступят в тольяттинскую думу, где депутаты из всех фракций будут обсуждать предложенные изменения. «Мы не должны стоять в стороне, мы должны высказывать свою позицию, ведь это нормальное явление. Если мы видим, что существуют причины, препятствующие исполнению закона, почему бы не попробовать их исправить», – добавил депутат.
Информация о выполнении муниципальной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Тольятти», утвержденной постановлением мэрии от 30.12.2013 № 4116-п/1, по состоянию на 01.09.2015 год.
Ход выполнения ремонтных работ курируется представителями мэрии городского округа Тольятти, проводятся еженедельные выездные пообъектные мероприятия по сбору информации. В соответствии с законом мэрией проводится работа по согласованию актов выполненных работ.
В 2014 году в городском округе Тольятти в рамках реализации региональной программы капитального ремонта количество МКД, планируемых к ремонту, сократилось с 239 МКД до 230 МКД. По 7 МКД изменены сроки проведения ремонта на более поздний в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений в этих МКД, и 2 дома были исключены из программы.
По состоянию на 01.09.2015 г. региональным оператором проведено конкурсов по определению подрядной организации – по 219 МКД, из них:
– в 107 МКД работы завершены в полном объеме, в том числе по 17 МКД мэрией городского округа Тольятти согласованы акты приемки выполненных работ и подписаны акты ввода в эксплуатацию;
– в 71 МКД выполнение работ свыше 50% от запланированного объема;
– в 19 МКД выполнение работ менее 50% от запланированного объема.
Из запланированных к капитальному ремонту в 2015 году
239 МКД по состоянию на 01.09.2015 г.:
– по 176 МКД проведены конкурсы по отбору подрядной организации по проведению капитального ремонта, определены подрядные организации, из них по 4 МКД завершены работы в полном объеме;
– в 2 МКД собственники помещений формируют фонды капитального ремонта на специальном счете и выполняют ремонтные работы самостоятельно;
– по 1 МКД перенесен срок выполнения работ на плановый период 2016–2017 годов (по решению общего собрания собственников помещений);
– по 23 МКД конкурс по определению подрядной организации назначен на сентябрь.