Вы сейчас просматриваете Жертвы черного передела. КПРФ поддерживает работников «АвтоВАЗагрегата» в борьбе за их права.

Жертвы черного передела. КПРФ поддерживает работников «АвтоВАЗагрегата» в борьбе за их права.

Рядовые работники и ИТР предприятий открытого акционерного общества «АвтоВАЗагрегат» и его дочерних компаний в ближайшее время могут быть выброшены на улицу. Как объясняют людям представители администрации, некогда главный партнер – тольяттинский автогигант в их продукции больше не нуждается, а сомасштабного вазовскому портфеля заказов собрать сегодня невозможно – значит и платить персоналу нечем.

Такова «официальная» точка зрения. Независимые же эксперты полагают, что столь беспросветная ситуация сложилась вовсе не по объективным причинам и уж точно не сама по себе. Некоторые даже утверждают, что хозяева предприятия намеренно подвели его под банкротство, чтобы распорядиться собственностью в своих интересах.

Само рассосётся?
«ОАО «АвтоВАЗагрегат» – предприятие, являющееся одним из крупнейших поставщиков комплектующих на конвейер Волжского автомобильного завода (ОАО «АВТОВАЗ»), а именно: сидений, систем выпуска газов (глушители), каталитических нейтрализаторов отработавших газов», – до сих пор написано на сайте компании. Тем временем сегодня более 2300 работников «АвтоВАЗагрегата» и одной из его «дочек» – ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат» не могут выйти на работу. Люди продолжают находиться в «отпуске», в который их отправили еще в начале августа, и ждут выплаты задолженности по заработной плате. На компанию по факту невыплаты зарплаты заведено уголовное дело, на расчетные счета наложен арест.
В соответствии с действующим законодательством администрация предприятия обязана расплатиться с работниками. Генеральный директор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов советует им решать вопрос о выплатах с арестованных счетов в судебном порядке. То же самое рекомендуют и городские власти.
Очевидно, вслед за затянувшимся «простоем» последуют массовые сокращения. Сократить персонал по КЗоТу – с положенными в таком случае дополнительными выплатами – слишком дорогое удовольствие, и администрации это невыгодно. А потому никто не исключает, что и в случае с «АвтоВАЗагрегатом» может быть применена широко распространенная (и, мягко говоря, балансирующая на грани закона и беспредела) практика, когда людей вынуждают уволиться «по собственному желанию». Для тех, кто будет сопротивляться, находятся «аргументы», которые приводят строптивых к мысли: нет, лучше уйти подобру-поздорову…
При этом всем понятно, что уходить в Тольятти некуда: количество вакансий в службе занятости сравнялось с числом соискателей, развернулась настоящая битва за дефицитные рабочие места (в специалистах по пошиву чехлов, например, никто больше не нуждается). А значит, впереди – затяжная безработица со всеми вытекающими последствиями.
Пока же работников «кормят жданиками» про уголовное дело, создавая хоть какую-то видимость деятельности и поддерживая в душах заводчан веру в то, что «как-нибудь рассосется».

Кому это выгодно?
Простые трудяги-заводчане искренне считают, что в их бедах виноват внешний враг – «этот американец», как они почему-то называют шведа Бу Андерссона. Такие разговоры можно нередко услышать, скажем, в городском транспорте. Насколько нам известно, эта конспирологическая (но кому-то, разумеется, очень даже выгодная) версия давно и активно обсуждалась в курилках «АвтоВАЗагрегата» – предприятия, при нынешнем его руководстве демонстрирующего неуклонное ежегодное снижение прибыли. Если обратиться к цифрам, тенденция такая наметилась задолго до прихода г-на Андерссона на АВТОВАЗ. Судя по отчетности компании, по итогам 2013 года чистая прибыль ОАО «АвтоВАЗагрегат» сократилась на 64,5%, составив 14,5 млн рублей – по сравнению с 41 млн рублей в 2012 году (когда его генеральным директором был назначен Виктор Козлов). В 2011-м компания отчиталась о 69,5 млн рублей прибыли. Таким образом, за три доандерссеновских года производитель комплектующих для Волжского автозавода продемонстрировал пятикратную потерю прибыльности…
Теперь же можно только констатировать: «портфеля», позволяющего содержать приличный штат сотрудников, у «АвтоВАЗагрегата» действительно нет. Как нам представляется, в случившемся в первую очередь «заслуга» менеджмента компании, который не смог (или не хотел) удержать такого завидного клиента, каким являлся тольяттинский автопроизводитель.
У руководства «Агрегата», была бы такая цель, имелось немало возможностей сохранить партнерские отношения с АВТОВАЗом. Впрочем, у собственников, которые душой болеют за свое дело, есть и масса других способов, чтобы даже в случае угрозы утраты столь мощного делового партнера не дать бизнесу загнуться.

До полного «отжима»
Наблюдатели, отслеживающие ситуацию на «АвтоВАЗагрегате», убеждены: у нынешних собственников и руководителей компании, скорее всего, не было задачи сделать ее жизнеспособной и прибыльной. Скорее наоборот. А учитывая, что дело это сугубо семейное (поскольку предприятием всецело владеет Алексей Козлов, родной брат генерального директора), в принятии тактических и стратегических решений двух мнений, как говорится, быть не может.
Открытые источники утверждают, что своей бизнес-карьерой Алексей Козлов во многом обязан небезызвестному Виктору Вексельбергу, чье имя тольяттинцам хорошо известно как минимум по коммунальным и «химическим» империям и войнам (как пример – история с попыткой захвата «Тольяттиазота»). Многие до сих пор считают, что именно его деньги во многом решили судьбу последних выборов мэра. Козлова считают креатурой Вексельберга, а в его послужном списке немало историй, позволивших миллиардеру прирастить свои владения, сделать его еще богаче и влиятельнее. Анализируя прежние «кейсы» г-на Козлова, эксперты пришли к версии, что в играх по захвату собственности конкурентов он зарекомендовал себя как неплохой специалист по преднамеренному банкротству предприятий.
Неплохо, похоже, сработано и на сей раз. За несколько лет крупнейший некогда производитель комплектующих буквально разорен – без пяти минут банкрот. Осталась «самая малость»: как можно дешевле избавиться от тысяч наемных работников, найти для «зачищенного» предприятия не очень брезгливого зарубежного партнера и, создав совместное предприятие, вывести активы в какой-нибудь очередной офшор. Схемы отработаны…
В конечном итоге владельцы, несомненно, останутся в приличном выигрыше (ну не назовешь же разорительными копеечные штрафы, которые полагаются тем, кто задерживает выплату зарплат), а выброшенные люди будут довольствоваться тем, что удастся выцарапать, и пособиями по безработице. А город, уже и без того вкусивший массовых сокращений, как-нибудь «переварит» новую партию обреченных на нищету – авторов и исполнителей подобных серых схем это ничуть не заботит.

Как полагают независимые эксперты, профессионально занимающиеся защитой прав жертв подобных конфликтов, информация о заведенном уголовном деле – лишь попытка успокоить народ, не допустить митингов и других массовых акций. Нужны активные действия.

Редакция «Тольяттинского навигатора» пыталась попасть на встречу с профсоюзом «АвтоВАЗагрегата», чтобы выяснить позицию тех, кто обязан защищать права работников изнутри. Однако за полчаса до встречи правдоборцы ее отменили…

Что думают, а главное – предпринимают для цивилизованного разрешения этой проблемы представители городской власти и правоохранительные органы, мы, надеемся, еще узнаем. Хотелось бы услышать и голоса парламентских партий. На сегодня единственная политическая сила, высказавшая свою твердую позицию по этой проблеме, – это КПРФ.

 

КОММЕНТАРИИ

Krasnov 2

Алексей КРАСНОВ, депутат ТГД от КПРФ:
– Ситуация «АвтоВАЗагрегата» очень показательна для нашего города: тысячи рабочих сидят без зарплаты (им буквально не на что кормить детей), а власть делает вид, что происходят какие-то «объективные экономические процессы». Бизнесмены активно переводят друг на друга стрелки: «АвтоВАЗагрегат» на ВАЗ, ВАЗ на «АвтоВАЗагрегат», хотя уже давным-давно должна работать специальная комиссия, состоящая, скажем, из работников трудовой инспекции и Следственного комитета. Она должна обнаружить виновных, выяснить: кто, когда и как довел предприятие до ручки. Три года назад городские и губернские СМИ дружно пели песни про замечательное будущее автомобильного кластера в регионе и городе. Где эти певцы сегодня? Отечественных производителей разоряют, перекупают, вытесняют. Простой рабочий человек становится разменной монетой. Его выкидывают на улицу, не удосужившись даже выплатить причитающиеся ему деньги. По заявлению обманутых работников предприятия я уже работаю с трудовой инспекцией и прокуратурой города. Дело обещает быть нелегким.

Сергей ЕГОРОВ, депутат ТГД от КПРФ:
 – Проблема «АвтоВАЗагрегата» старательно замалчивается на всех уровнях. Прокуратура до сих под не довела до сведения трудового коллектива результаты проверки ситуации на предприятии. По аналогии с АВТОВАЗом предприятие пытается «освободить» порядка 2,5 тысячи рабочих мест. Именно поэтому Автозаводский район решил провести митинг. И не успели мы подать заявление на его проведение, как мне тут же позвонила областной инспектор по труду с вопросами: что да как? То есть власть в курсе того, что у нас тут творится. Только сделать ничего не может. Или не хочет!