Работников АВТОВАЗа в мае этого года задействовали в общественных работах. В редакцию «Тольяттинского навигатора» поступили сведения, что часть этих «общественных работников» реально продолжала трудиться на своих рабочих местах как квалифицированный персонал. Таким образом, на заводе могла быть реализована схема хищения государственных средств, направленных на снижение безработицы в Тольятти.
Игорь Мухин
«В следующем году (2015-м. – Прим. авт.) в целом мы планируем произвести 670 тыс. машин. И выйти в прибыль», – говорил Бу Андерссон в минувшем году. По его словам, в 2015 году АВТОВАЗ намерен поднять долю рынка до 20% и заработать 3%, или как минимум 1,5% операционной маржи. То есть в каждом проданном рубле прибыль предприятия должна составлять от 1,5 до 3%.
В качестве одного из механизмов, используемых для вывода завода в прибыль в 2015 году, на АВТОВАЗе, по-видимому, планируют использовать государственную поддержку. По всей видимости, часть рабочих, для которых на заводе «не нашлось работы», руководство переводит на общественные работы, оплачиваемые из средств госбюджета. Но, судя по поступившим в редакцию сведениям, в отношении ряда сотрудников сделано это было, мягко говоря, «формально». И не без выгоды для предприятия…
Рассказывает Александр, сварщик контактной сварки производства автомобилей на платформе В0 (ПАП В0) цеха 0925: «В мае 2015 года я проработал по основному месту с выполнением тех же объемов труда, что и ранее. Однако зарплату за май получил намного меньшую, она состояла из двух частей – как подсобного рабочего по 2 разряду и доплаты до среднего заработка. На все мои вопросы руководству внятного ответа я не получил. Тогда я обратился за помощью в независимый профсоюз «Единство». Мы вместе с Игорем Витущенко составили запрос по этому поводу на имя президента ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссона. И только тогда мне пришел ответ за подписью начальника производства ПАП В0 Колесникова. Из пояснения расчета заработной платы за его подписью следовало, что я был переведен подсобным рабочим в цех № 49-1 СКП (сборочно-кузовное производство), который создан для проведения общественных работ по программе поддержки автопрома правительством РФ на 2015 год). Однако в связи с нехваткой персонала на производстве автомобилей на платформе В0 был оставлен на основном месте работы. Далее из ответа следовало, что за май 2015 года мне будет произведен перерасчет заработной платы по основному месту работы. Правда, до сих пор этого не случилось.
Что еще обещал Бу
До 1 июля 2015 года в компании пройдет оценка каждого рабочего места, в результате чего будет пересмотрен уровень зарплаты так называемых недооцененных должностей и отдельных работников. В дальнейшем уровень зарплаты будет пересматриваться один раз в год. Что ж, подождем и посмотрим, насколько и у кого увеличится зарплата за июль. А пока просим считать данную публикацию официальным сообщением редакции в правоохранительные органы.
Такое объяснение мне показалось странным: приказ о переводе в цех СКП был опубликован 29 мая на срок с 12 по 31 мая. То есть руководство не могло не знать, что я продолжал работать на основном месте работы, однако выплатило мне заработную плату как на общественных работах. Кроме меня и другие работники ПАП В0 были переведены в цех № 49-1 СКП, всего нас более 200 человек, и многие тоже формально. Лишь небольшая часть сотрудников были заняты в общественных работах на территории города, в основном они убирали территорию леса, а также детсадов и школ. Но при этом и те, кто был переведен формально на общественные работы, но продолжал выпускать продукцию АВТОВАЗа, и те, кто действительно был занят в благоустройстве города, получили одинаковую зарплату, состоящую из двух частей».
Таким образом, на АВТОВАЗе, видимо, решили убить двух зайцев, нагрев и рабочих, и государство. Ведь одним из условий получения госсредств является то, что работники из-за недостатка нагрузки на предприятии не заняты основным видом труда. Но на деле получается, что сварщики варили, маляры красили, слесари производили сборку, словом, выполняли свою обычную работу, а зарплату получили меньшую, да еще и состоящую при этом частично из государственных средств. Между тем не каждый работник обратился за перерасчетом к руководству АВТОВАЗа. Вот у Александра и возник вопрос: почему его работа по созданию автомобилей – основной продукции предприятия – должна оплачиваться, хоть и частично, из средств российского государства? Нет ли в этом признаков мошенничества? Напомним, что на производстве В0 собираются автомобили Renault, Nissan и LADA Largus.
Информация о том, что часть сотрудников АВТОВАЗа отправят на общественные работы, появилась еще в начале марта. При этом работодатель якобы руководствовался благой целью – сохранить существующий уровень заработной платы при недостатке нагрузки на заводе. «Вопрос только решается на официальном уровне, – писали тогда газеты, но угроза невостребованности уже нависла над рабочими».
Однако сразу приходят на ум те 670 тысяч машин, которые обещал произвести в 2015 году Бу Андерссон… С одной стороны – столь значительный объем работ при продолжающемся сокращении персонала, с другой – эта мифическая «угроза невостребованности».
Председатель лояльного руководству профкома ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Зайцев на вопрос, чем будут заниматься люди на общественных работах, отвечал, что это могут быть как работы внутри завода, так и на территории города. Внутри завода – демонтаж оборудования, чистка техники, ремонт бытовых помещений. «Словом, все то, что делают профессиональные организации, могут делать и наши сотрудники», – говорил он. При этом господин Зайцев то ли не знал, то ли «забыл» добавить, что работать будут сотрудники за более низкую плату. Кстати, лидеры профсоюза «Единство» предлагали Бу Андерссону в качестве сокращения издержек предприятия не привлекать к обслуживанию АВТОВАЗа сторонние организации, а переводить на эти виды работ тех, кого собираются сократить с предприятия. Тогда и столь массовых сокращений в 2013–2014 годах удалось бы избежать.
Комментарии
Алексей Краснов, депутат фракции КПРФ думы г.о. Тольятти:
– До сих пор нет официальной информации о том, кому именно принадлежит АВТОВАЗ. В этом смысле государственная поддержка предприятия, принадлежащего неизвестным людям и зарегистрированного в офшоре – деятельность не вполне разумная. Ее хоть как-то можно было бы оправдать помощью простым рабочим. Но, как видим, рабочие становятся лишь пешками в процессе освоения государственных средств. Документы, которые предоставил Александр в мою приемную, будут направлены в органы внутренних дел.
Игорь Витущенко, лидер профсоюза «Единство» МПРА:
– Нужно выявить, есть ли в действиях руководства АВТОВАЗа факт мошенничества. И при положительном ответе обращаться в правоохранительные органы. Бюджетные средства не должны распиливаться.
Лев Краснов, работник ОАО «АВТОВАЗ»:
– Повышать рентабельность предприятия можно различными способами. Вот, например, сегодня много говорится о том, что продажи падают по вине кризиса. Но это не совсем так. Насколько мне известно, во многих регионах дилеры считают, что востребованная вазовская модель «Приора» снята с производства. Почему? Да потому что эти машины практически не поступают к дилерам из-за малого количества их выпуска. В то время как площадки автозавода заставлены моделями более дорогими и соответственно менее пользующиеся спросом, например, «Ниссан Альмера». Но менеджмент АВТОВАЗа предпочитает гнать сборку более дорогих авто в ущерб тем, которые хотят приобретать российские покупатели. То есть рентабельность предприятия – это вопрос компетентности и грамотности менеджмента АВТОВАЗа.