170 тысяч квадратных метров городской земли самовольно заняты незаконными автостоянками. Ушлые предприниматели взимают плату с автовладельцев, но в муниципальный бюджет денег не перечисляют. При этом в мэрии постоянно напоминают: бюджет города беден и на многие нужды денег не хватает.
Ольга Баркалова
В прошлый вторник на заседании постоянной комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию в городской думе депутаты заслушали информацию мэрии о принимаемых мерах по незаконным автостоянкам.
Цифры и факты
Всего в городе 130 незаконных стоянок: 99 в Автозаводском районе, 23 – в Центральном и 8 – в Комсомольском. По словам начальника отдела муниципального земельного контроля Андрея Климанова, с 2013 года выявлено 83 самовольно занятых земельных участка площадью 169 927 кв. метров. По всем ним выставлено претензий на сумму 10,4 млн рублей. В досудебном порядке оплачено 838,3 тыс. рублей. 17 исковых заявлений о взыскании суммы неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком и его освобождении направлено в суд на сумму 2,5 млн рублей. Пока исковые требования удовлетворены в отношении 11 участков на общую сумму 1,585 млн рублей. В данный момент на рассмотрении находятся 6 исковых заявлений на 953 тыс. рублей.
Основной трудностью при взыскании средств за незаконное пользование земельным участком является установление лица, непосредственно использующего этот участок. Согласно закону взыскать средства и заставить освободить участок можно только после привлечения лица к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка. Этот вопрос решается путем направления материалов в органы полиции, и по мере поступления информации ведутся дальнейшие действия.
На сегодняшний день 15 незаконных автостоянок подготовлены к ликвидации, и оборудование с них будет вывезено, как только откроется финансирование.
«Контролируем, но не знаем»
Руководитель управления потребительского рынка Ольга Лодочникова сообщила, что подведомственная ей структура занимается вывозом незаконных объектов, в том числе будок и ограждений с автостоянок. За 2014 год было ликвидировано 43 незаконных автостоянки. А в 2015-м – 6. На сегодняшний день 15 незаконных автостоянок подготовлены к ликвидации, и оборудование с них будет вывезено, как только откроется финансирование. Председатель думской комиссии Борислав Гринблат спросил: «Куда увозите?» «У нас заключен договор с подрядчиком, который вывозит оборудование на свою территорию», – ответила Ольга Константиновна. Однако где эта территория, она пояснить не смогла. «Этот вопрос к подрядчику», – считает руководитель потребрынка.
Гринблат сообщил, что ему известно о том, что пара будок находится на «поле чудес»:
– Вы туда тоже вывозите?
Лодочникова: – Подрядчик вывозит, не мы.
Гринблат: – То есть вы не знаете и не хотите знать? И вывозит или не вывозит, тоже вам неизвестно?
Л.: – Мы контролируем эти действия.
Г.: – Но если контролируете, то должны знать, куда подрядчик вывозит оборудование.
Л.: – У нас в договоре на вывоз прописано, что подрядчик несет полную ответственность за свои действия.
Г.: – А что если подрядчик вывез и через 20 метров выгрузил?
В диалог Гринблата и Лодочниковой вмешался депутат Владимир Туманов:
– Ольга Константиновна, но ведь в слове «подрядчик» заложен смысл, что он кому-то подрядился. Разве город не должен их контролировать? Я не хотел их кошмарить, но они по-хамски себя ведут. Складируют вывезенное оборудование, в том числе и на территории недостроя налоговой в Комсомольском районе. Я связывался с ними по телефону накануне 9 Мая, но они не только не захотели убрать эту территорию, но и послали меня. Я хочу, чтобы их закрыли и вывезли эти будки, как и весь остальной хлам. И хочу знать, куда и когда, потому что люди меня спрашивают. Подрядчик перед нами несет ответственность, и мы должны владеть информацией, где ответхранение этих будок. Они не хотят участвовать в жизни города. Зато нагло ведут себя и незаконно занимают территорию. А у нас в отношении их лишь вялая слабость…
– Вы сейчас в чем меня обвиняете? – спросила Туманова Лодочникова.
Туманов: – В том, что вы не говорите, где хранятся будки.
Л.: – Мы совместно с полицией проводим эту работу, к нам поступают запросы, мы выявляем. Для нас главное – освободить земельный участок. Правильно?
– Нет, – прервал ее Гринблат, – главная цель – прекратить безвозмездное использование участков для извлечения прибыли.
Л.: – Я уточню, куда вывозит подрядчик оборудование, и отвечу вам.
– Подрядчик должен вам отчитываться, Ольга Константиновна, – напомнил Борислав Гринблат. И добавил: – Мы вам направляли заявку на то, что на «поле чудес» незаконно действует автостоянка. Почему она до сих пор работает?
Л.: – Предписание на ее устранение наверняка выписано.
Г.:– Я понимаю, что где-то на окраине сложно выявить и ликвидировать незаконные автостоянки, но в центре-то города наведите порядок! Все демонтированные рекламные конструкции, павильоны и будки – все это хранится в центре города – на «поле чудес». Разве это нормально?!
Прибыльный бизнес
Вообще, как выяснилось, бизнес у подрядчика по вывозу оборудования с автостоянок достаточно прибыльный. Так, в 2014 году было вывезено оборудование с 43 автостоянок, и на этом подрядчик заработал 315 тысяч рублей, в среднем по 7,3 тыс. рублей. А в этом году – шесть, на эти цели муниципалитет выделил 47 тысяч, то есть в 2015 году вывоз подорожал на 500 рублей. При этом, как правило, из оборудования автостоянки – будка. Ведь ограждение, если оно и было, владелец наверняка не станет отдавать. Да и сами будки, скорее всего, коммерсанты попытаются оставить в своем пользовании – до лучших времен…
В результате обсуждения депутаты приняли решение – перенести данный вопрос на июньское обсуждение думы. Но прежде получить недостающую информацию от управления потребительского рынка, а всем депутатам разослать список незаконных автостоянок, чтобы выяснить, наведен ли порядок на их округах.
«Мы знаем, как действует мэрия: с одного места вывезли, в другое поставили – и опять новая незаконная автостоянка. Зато сами всегда при деле: нужно бороться с новой автостоянкой, – подытожил Борислав Гринблат. – Мы же можем выставить эти участки на торги. Давайте проанализируем, возможно ли их использование в дальнейшем. Но только так, чтобы все это не «крышевалось», а действительно платилось в городскую казну».