Компания «Волжские коммунальные системы» обеспечивает водой Центральный и Комсомольский районы, добывая ее из артезианских скважин и подавая в каждую квартиру. Она же отводит использованную воду на очистные сооружения «Тольяттикаучука» или ТоАЗа. Простая вроде бы схема на деле таковой не является. Совокупная протяженность сетей, которые обслуживает «ВоКС», – едва ли не тысяча километров, а потребителями ее услуг являются почти 300 000 человек.
Евгений Бакланов
Все эти 300 тысяч человек
пьют, готовят, плещутся в ванных, а за эти удовольствия получают от своих управляющих компаний счета, которые с благодарностью за заботу более-менее аккуратно оплачивают. И вот тут несложная система сообщающихся сосудов дает сбой: УК, собрав деньги с собственников жилья, нередко оставляют их себе, не перечисляя поставщику.
Наш собеседник, директор по сбытовой деятельности ВоКС Артем Геннадьевич Бадьянов:
– Артем Геннадьевич, неплатежи УК поставщикам грозят поставить крест на всем коммунальном сервисе. Как вы работаете с должниками?
– Мы всегда идем навстречу, стараемся договориться. Как правило, руководители управляющих компаний идут на контакты. Есть, конечно, злостные неплательщики, но это, как правило, либо компании, которые уже обанкротились либо находятся в процессе банкротства. С них и взять нечего, потому что дома, которые находились в их ведении, уже перешли к другим компаниям. В итоге эти издержки ложатся на наши плечи.
– Сколько на сегодня составляет объем вашей «безнадежной» дебиторской задолженности, которую вы вряд ли сможете получить?
– Порядка 20 миллионов. Но она со временем списывается судебными приставами, так как её невозможно взыскать. Один из самых злостных неплательщиков – это ООО «Жилищный сервис». В их жилищном фонде большое количество общежитий, а они зачастую платят плохо, поэтому данная компания имеет большие задолженности не только перед нами.
– А у вас есть доступ к данным, показывающим, как именно платят жители общежитий? Мне кажется, что миф о том, что «общежития плохо платят», не более чем миф.
– Может, и так, в любом случае наступает психологический переломный момент, когда люди понимают, что их УК неблагонадежная, и думают: а зачем сейчас ей платить? Придет новая компания, вот с ней и будем рассчитываться. Другой вопрос в том, что и сама управляющая компания плохо работает с должниками, предпочитая наращивать долг перед ресурсоснабжающими организациями.
– А как вы работаете с должниками?
– Что касается злостных неплательщиков, то вызываем их, выписываем предписания по расчетным счетам, изымаем из кассы должников средства по решению суда. Ситуация сложная, поскольку мы не имеем права расторгнуть с ними договор, а они этим откровенно пользуются. Тот же «Жилищный сервис» сейчас создает «зеркальную компанию» и будет по-прежнему обслуживать свои дома, а долги оставит на старом юрлице. Непонятно, как на это посмотрят органы, когда дело дойдет до детального разбора ситуации. С такими компаниями работать сложно, это работа службы безопасности.
– По-вашему, население должно участвовать в разборе данных ситуаций?
– Очень важна позиция собственников. Например, в других регионах есть практика, когда старшие по домам занимаются снижением общей дебиторской задолженности по дому. Но при этом система работает немного по-другому, как таковая клетка управляющей компании отсутствует, все деньги перечисляются в единый расчетный центр, который уже распределяет средства по всем организациям-поставщикам услуг.
– Но ведь решение не в том, чтобы жильцы лучше платили. Чем больше и исправнее платят жильцы, тем больше у УК соблазна присвоить деньги себе.
– Любой бизнес должен быть ответственным. УК должна жить на средства, собираемые только за свои услуги. Ресурсники должны обеспечивать бесперебойные поставки и ремонт сетей, а жильцы, заплатившие по счету, не должны думать о том, перечислит их
УК или себе оставит. Вот тогда ситуация будет иметь здоровый характер.
– А если, например, потребовать от УК выставлять жильцам два счета, один за собственные услуги, другой за услуги поставщиков. Подействует?
– Едва ли найдутся такие УК, кому это будет интересно. Им это невыгодно.
– Вы говорите, что ситуация складывается, в общем, не простая. Нет денег на ремонт или что?
– У нас есть тариф, который устанавливается министерством ЖКХ. Складывается ситуация, при которой мы и ремонты должны выполнять, и текущую деятельность, и сети новые строить, рассчитываться со своими поставщиками, и зарплату платить рабочим, а живых денег просто нет, потому что их не платят, поэтому приходится использовать заемные, а это предполагает проценты. Работать в такой ситуации крайне сложно. Тем не менее ВоКС старается максимально и в срок выполнять текущие работы. В частности, в этом году будут запущены три крупных проекта по перекладке.
– Если можно, подробнее…
– Это перекладка водопровода в Федоровке, перекладка водопровода по улице Никонова в Шлюзовом и в Центральном районе по улице Шлютова. Работы масштабные. По инвестиционной программе движется проект по реконструкции РНС-4, самой крупной районной насосной станции Комсомольского района.
– То есть, несмотря на все эти неплатежи и прочее, вы находите в себе силы и ремонтировать, и продвигать новые проекты.
– Мы прекрасно понимаем и осознаем степень своей ответственности перед городом. Мы сокращаем собственные расходы, модернизируем производство и оборудование, за счет этого удается реализовывать проекты.
– Как вы считаете, насколько вероятно появление РКЦ?
– Рассматриваем такую возможность. Принцип работы – как в МФЦ. Должен быть комплексный подход, чтобы у населения была возможность разово и напрямую оплачивать коммунальные услуги. Насколько я знаю, решение о создании может быть как законодательной инициативой, так и инициативой группы компаний, которые готовы и хотят работать в такой системе.
– То есть будущее за прямыми расчетами?
– Да, безусловно. Тем более что федеральное правительство тоже за прямые расчеты с населением, чтобы у людей была уверенность в завтрашнем дне. Еще проблема в том, что у нас нет точных данных по поводу платежей населения – единой базы данных у ресурсных организаций пока нет. Но, с появлением РКЦ будет. Однако дело не только в этом. Пока мы все не начнем «экологично» и максимально честно и ответственно относиться друг к другу, о светлом будущем говорить нельзя. Открытость, готовность к сотрудничеству, ответственность и честность – для нашей компании это основополагающие принципы.