Вы сейчас просматриваете Скинулись на белый «мерседес»

Скинулись на белый «мерседес»

Собственники жилья, как правило, знают, что их УК не переводит деньги поставщикам ресурсов, но молчат, потому что система снабжения ресурсами работает. Пока работает.

«На проведение обязательных ремонтных работ в наступающем сезоне средств у ТЕВИСа практически нет. Дебиторская задолженность достигла критического максимума в два миллиарда рублей», – заявил в своем интервью газете «Тольяттинский навигатор» генеральный директор ОАО «ТЕВИС» Сергей Анташев.
Анташев, человек более чем серьезный, из тех, кто «сам решает свои проблемы», и уж точно не паникер. Тем серьезнее следует относиться к тому, что он говорит. А говорит он, по сути, о том, что этим летом Автозаводский район может оказаться в ситуации, когда прорывы трубопроводов станут делом обыденным, и без воды люди будут оставаться домами, улицами и кварталами.
Помните очереди горожан в домашних тапочках с ведрами к бойлерам, летом 1994-го? Лучше не вспоминать.

Андрей Сергеев

Без денег и возможности нормально работать ТЕВИС оставили управляющие компании, в свое время неожиданно для себя открывшие неиссякаемый источник нетрудового дохода. Впрочем, обо всем по порядку.
На заре реформы ЖКХ предполагалось, что замена ЖЭКов на управляющие компании произведет революцию. Жильцы домов в качестве собственников будут сами выбирать себе фирмы, которые за умеренную плату (конкуренция, а как же) станут до блеска вылизывать подъезды, красить лавочки, делать косметический ремонт и выращивать английские газоны. А жильцы будут радоваться и чуть что не так – менять свою УК на более старательную.
Немалым бонусом казалась и возможность платить по единой квитанции от УК, а не бегать с отдельными счетами за тепло, газ, воду и свет, поскольку все эти платежи станут делать сами УК, заключив договоры с поставщиками услуг и ресурсов. Тут же логично вписывалось понимание, что заинтересованные в экономии средств жильцов УК поставят счетчики, а сэкономленные средства используют на пользу дому.
Получилась система как будто бы без изъянов. Новый рынок услуг появился почти мгновенно. Первыми сориентировались сами коммунальщики – руководители различных структур ЖКХ. Но и неофиты не заставили себя ждать – уж больно жирным казался кусок – подметай подъезды да собирай деньги. Возможно, это и оказалось слабым местом почти идеальной системы.
Получив счета от поставщиков ресурсов, УК добавили к считалке свой интерес и сформировали счета для жильцов. Те оплатили. «Работает», – обрадовались УК и призадумались. Денег на счетах получилось неприлично много, но большую их часть надо перечислять поставщикам. Может, ну их?

Во всём виноваты жильцы
Началось соревнование идей – как условно-законно «кинуть» поставщиков. Сперва, основанием неплатежей было наличие так называемого «дисбаланса».
Дисбаланс – это разница между объемами потребления коммунальных услуг, которые оплачивает население и которые предъявляют энергоснабжающие организации управляющим компаниям. Разница образовывалась в основном на тех домах, которые не оборудованы приборами учета. Сперва дисбаланс погашался из средств городского бюджета. Например, задолженность УК перед энергоснабжающими организациями была ликвидирована городом в 2007 году. В 2008 году нивелировать разницу позволила теплая зима. Проблемы вернулись в 2009-м и продолжились в 2010 году. Увеличение количества оприборенных домов, рост тарифов способствовали тому, что сумма дисбаланса стала больше в разы. Проблему дисбаланса в конце концов решили, но старые долги УК перед ТЕВИСом остались. Примерно по 200 миллионов на каждую крупную УК в Автозаводском районе.
Тем временем копились новые долги. Каждый раз, получая на счет крупные суммы средств собственников, УК, особенно новые и маргинальные (вплоть до откровенного криминала), не находили в себе сил расстаться с деньгами и оплатить счета поставщиков. В ход пошла новая «фишка», мол, УК не платят, потому что не платят сами собственники.
Директора таких компаний, не жалея средств, убеждают СМИ в том, что не могут собрать квартплату с 50–60% жильцов и работают на чистом энтузиазме. Вероятно, на этом же экологически чистом топливе работают и их всегда новые иномарки.
Лгать таким вот директорам УК помогает сама система, скрывающая информацию о платежах жильцов от поставщиков. А когда информация уходит, то все становится очевидным.
Так, например, ОАО «ТЕВИС» выставило счет ООО «Серебряная молния» за услуги на сумму 43,1 млн рублей. УК «Серебряная молния» за те же услуги выставила жильцам счет на 49 млн руб. Интересно то, что жители оплатили из 49 млн руб. счета УК – 43 миллиона, то есть, 99,6% от стоимости услуг ТЕВИСа. Почти стопроцентная оплата! Однако УК ничтоже сумняшеся перечисляет ТЕВИСу только 7,1 миллиона. При этом ссылается в том числе и на неплатежи жильцов.

Про голодного волка
В результате Гаик Ягутян, руководитель УК «Серебряная молния» («Молния» и пр.), ездит на белом «мерседесе», а некоторые жильцы его домов, не желая признавать очевидного, говорят: «Зато у нас чисто и заборчик вот покрашенный». На украденные у ТЕВИСа деньги заборчик можно было сложить из полудрагоценных камней. Собственники жилья, кажется, еще не поняли главного: это на их деньги покупаются «мерседесы» такими директорами, как Г.Р. Ягутян. Бизнес этих людей основан на использовании средств, изъятых из цепочки поставщик – посредник – получатель. В итоге, тепло и воду жильцы получают, деньги посреднику в лице УК передают, а дальше деньги исчезают. Поставщик не может оставить дом без воды и тепла, иначе собственники давно прогнали бы подобные УК вместе с их «мерседесами» поганой метлой. Но народ безмолвствует, даже сознавая, что его деньги до адресата не доходят.
В принципе, законодательство позволяет производить расчеты между собственниками жилья и поставщиками ресурсов напрямую, минуя УК. Для этого нужно, чтобы собственники решением общего собрания потребовали от своей УК выставления двух счетов или заключали с поставщиком договоры индивидуально. Второй путь организационно трудноват и для жильцов, и для поставщика, но и первый трудно реализуем, поскольку схож с вырыванием куска мяса из пасти вечно голодного волка. Гаик Ягутян, например, в ответ на вопросы своих жильцов прямо говорит, что в случае прямых платежей счета вырастут на 6%. Это не так. Счета вырастут максимум на 1,5 %, то есть фактически не изменятся.
Однако во всей этой нехитрой бухгалтерии как-то теряется простой, но очень важный вопрос: почему в принципе УК удается собирать деньги жителей для поставщиков и присваивать их? Куда, так сказать, смотрит милиция?

Тайны географии
Секрета здесь нет. Почти каждая УК, имеющая большую задолженность перед поставщиками, уже не раз меняла юридическое лицо. Слегка изменив название, они добиваются от ТСЖ своих домов перезаключения договора и снова собирают деньги, снова не перечисляя их поставщикам. А долги остаются на старом юрлице, не имеющем ни средств, ни имущества. Почему ТСЖ снова и снова заключают договоры с компаниями, которые присваивают их деньги, предназначенные для расчетов с поставщиками, – вопрос несложный. В большинстве случаев руководители ТСЖ финансово зависят от руководителей УК.
Почему правоохранители бездействуют? Некоторые утверждают, что по той же причине. Другие обращают внимание на некоторую странность: ВоТГК, например, подала в суд два иска на УК-неплательщиков. В итоге один директор уже сидит, второго того гляди посадят. ТЕВИС подал триста исков – результата пока нет. Ответ на эту странность, наверное, лежит в области географии – ВоТГК обслуживает Центральный и Комсомольский районы (соответственно обращается в правоохранительные структуры этих районов), а ТЕВИС в Автозаводском районе.
Есть надежда, что в ходе лицензирования власти смогут избавить рынок от компаний-паразитов, не затрачивая время на судебные разбирательства и уголовное преследование их руководителей.
Владимир Путин, президент РФ: «Решение о лицензировании деятельности управляющих компаний, считаю, абсолютно верное. Структуры, которые не могут, не способны работать эффективно, не должны работать вообще. Они должны уйти с рынка».
Процедуру лицензирования, напомним, предложило Министерство строительства и ЖКХ. Согласно новым правилам, при двух нарушениях у компании отзывают лицензию на три года, а руководителя внесут в черный список на сайте министерства с запретом заниматься этой деятельностью на три года. Также должна быть введена уголовная ответственность за фальсификацию протокола заседаний собственников жилья.
Вроде бы ловушка захлопнулась и теперь зачистка рынка – вопрос ближайшего времени?
16 апреля Гаик Ягутян распространил в социальных сетях радостную новость – «Сегодня в Апелляционной инстанции Самарского Арбитражного суда выиграли первый суд у ОАО «ТЕВИС». Может, лёд тронулся?». Наверное, скоро там же прочитаем о том, что «Серебряная молния» (или «Молния») получила лицензию и продолжит свою деятельность.