Некоторые жители наивно полагают, что каждый председатель ТСЖ – это человек, который, дорвавшись до «руля» дома, больше ничего не делает, как только часами просиживает штаны в правлении, где на него буквально сыплются денежные купюры. Потому и пытаются примерить себя на эту должность, меркантильно прикидывая в уме вымышленный доход.
Ольга Баркалова
К сожалению, не все председатели ТСЖ должным образом радеют за свои многоэтажки, чем подставляют под удар тех, кто реально стремится к лучшему обслуживанию дома управляющей компанией. Кто инициирует проведение капитального ремонта, а затем в полной мере несет его бремя. Кто следит за тем, чтобы не было протечек в подвале, контролирует работу управляющей компании. Кто вникает во все хитросплетения начисления коммунальных платежей… Но некоторым собственникам этого мало, они, проецируя свое мировоззрение на действия других, представляют: а что бы делал я, будучи на месте председателя ТСЖ? И, как говорится, каждый думает в меру своей воспитанности…
Хотят перемен
В доме № 56 на улице Революционной сложилась непростая ситуация. После того как основная часть капитального ремонта одного из самых огромных домов нашего города, а может, и всей страны (960 квартир!) была завершена, инициативная группа жителей из трех человек попыталась дискредитировать работу ТСЖ и опорочить все то, что было сделано правлением за четыре года работы. Согласно требованиям горстки жителей, правление ТСЖ должно досрочно сложить с себя полномочия, для того чтобы на общем собрании 16 апреля собственники выбрали новое правление и другую управляющую компанию.
Однако представители инициативной группы так и не донесли до своих соседей, чем же разгневало их правление ТСЖ. Пока длился капремонт и дел на доме было невпроворот, молчали. Нет, не помогали… Но главное, не мешали. И вот теперь, когда на доме проделана глобальная работа по замене отопительной системы, вместо старых ржавых труб горячего, холодного водоснабжения и канализации установлены новенькие пластиковые, правление ТСЖ и управляющая компания вдруг впали в немилость. Они, по мнению инициаторов, работают плохо.
Почём ГВС?
«Девчонки из инициативной группы – молодцы. Подняли тему вовремя. Я вот тоже смотрю в свою квитанцию по квартплате, и мне ничего не понятно, – говорит председатель ревизионной комиссии Анатолий Сюсюкайлов. – Почему после капремонта у нас куб горячей воды стал стоить дороже, чем до него?»
«Мы не сразу разобрались, в чем дело», – вступает в разговор председатель ТСЖ Сергей Баталов, который ведет учет платы за коммуналку с помощью программного обеспечения. Он собрал в сводную таблицу показатели по горячей воде и отоплению всех домов подобной серии в городе. Таких в Тольятти только три 12-этажных «ташкентки», состоящих из несколько секций – на Гая, 25; Гая, 10, и Революционной, 56.
«Было непросто вникнуть, почему в одном доме горячая вода стоит 110 рублей за куб, в другом – 125, а у нас 240, – продолжает Баталов. – Но ларчик просто открывался: оказывается, некоторые УК прячут гигакалории, потраченные на ГВС, в отопление. И таким образом наказывают малоимущих: тот, кто экономит, платит больше за отопление.
Мы изучили квитанции с Гая, 10.
Вот пример: семья, израсходовав 8 кубов горячей воды, заплатила почти 880 рублей, то есть куб обошелся всего в 110 рублей. Заманчивые цифры! Но при этом теплоэнергии на горячее водоснабжение в квитанции указано 174 гигакалории, а на отопление – 1148 гигакалорий. А по данным ТЕВИСа теплоэнергии на горячее водоснабжение в квитанции потрачено 408 гигакалорий, а на отопление – 914 гигакалорий. Путем несложных расчетов выясняется, что по факту на Гая, 10, куб горячей воды стоит 215 рублей, но жители платят по 110 рублей. Куда же деваются 100 рублей с каждого кубометра? Уходят в отопление. То есть, истратив 8 кубов горячей воды, жители недоплачивают 800 рублей. А вот соседка в такой же квартире этажом ниже экономит ресурс, выливая всего 1 куб горячей воды в месяц, и платит 110 рублей. Но за отопление и той и другой доначисляют ежемесячно по 550 рублей. Вопрос: кому нужна такая экономия? Если тот, кто экономит воду, будет в целом переплачивать, а тот, кто льет, – недоплачивать. При этом одна гигакалория стоит везде одинаково. И вся энергия разбивается на ГВС и отопление. ТЕВИСу-то без разницы, откуда ему заплатят больше, откуда меньше. Главное, чтобы все гигакалории были оплачены. А в каких пропорциях энергию перераспределить, решать собственникам».
Потому в ТСЖ решили, что оплата по факту потребления есть самое справедливое начисление. И управляющая компания «Жилстандарт», обслуживающая дом на Революционной, 56, пошла навстречу тем, кто бережно расходует горячую воду, согласившись с правлением.
«На нашем доме горячая вода в 2014 году стоила по факту и 187, и 166 рублей, а в июле подскочила до 249, но средняя цена одного куба воды составила около 200 рублей. Средняя цена в 2015 году уже – 177 рублей. И сейчас отмечается тенденция к снижению. А с мая, когда мы установим теплообменники, что позволит не использовать горячую воду ТЕВИСа, а нагревать холодную, стоимость куба снизится до 150–160 рублей», – поделился планами Сергей Баталов.
Но инициативная группа, желающая сменить УК, ходит по квартирам и обещает своим соседям, что с новой УК вода подешевеет. Да, возможно, и подешевеет, и в квитанции будет стоять, например, 110 рублей, но при этом разница будет спрятана в строке «отопление» и в целом сумма квартплаты не изменится. А для тех, кто бережно расходует воду, даже увеличится.
Как уменьшить ОДН?
Другая вероятная причина желания сменить управляющую компанию, подозревают в правлении ТСЖ, – затраты на общедомовые нужды. Многие жители отмечают, что за ОДН они платят прилично. Можно ли снизить плату по этой строке? Можно, если жители будут вовремя подавать показания индивидуальных приборов. Не будут с помощью магнитов и струбцин уменьшать данные счетчиков. Потому как эти приспособления, установленные на счетчики, уменьшают лишь показания индивидуального прибора учета, но никак не сокращают показания общедомовых. Так кто же платит за соседа, у которого есть магнит? Тот, кто магнита не имеет. И по-другому никак!
Не только магниты способствуют увеличению платы за ОДН, но и «нехорошие» квартиры, в которых проживает много больше людей, чем зарегистрировано, и при этом плата осуществляется по нормативу. Спасет от такой ситуации только акт фактического проживания. Если, конечно, правлению ТСЖ его помогут составить соседи такой квартиры: они-то лучше знают, сколько постояльцев обретаются за стенкой.
То есть снижение ОДН в руках самих жителей. Потому как общедомовые расходы – это не только вода, набранная уборщицей для мытья полов. А весь тот объем, который складывается вместе из показаний поквартирных счетчиков и нормативов и вычитается из данных общедомовых приборов учета. А потом делится на все квартиры пропорционально метражу жилой площади.
Авторская программа
Баталов с помощью знакомого программиста создал эксклюзивное программное обеспечение (ПО), благодаря которому можно отслеживать все начисления и платежи жителей. Мало того, ПО показывает, сколько и каких расходных материалов закупила УК, вплоть до моющих средств и спецодежды для сотрудников.
Кроме этого, автоматизирована диспетчерская функция УК. Сегодня программа позволяет видеть все заявки жителей, поступившие в УК, стоимость работ и используемых материалов. Благодаря программе УК ежемесячно отчитывается перед правлением ТСЖ: что сделано по содержанию дома, текущему ремонту, каковы сметы расходов. Этот отчет публикуется на 20–30 листах, то есть работа УК прозрачна на 100%. И еще благодаря такой авторской программе каждый электрик или сантехник не сможет положить деньги за выполнение заявки в собственный карман.
«Эту программу невозможно применить ни к одной другой компании, – говорит Сергей Баталов, – потому что бухгалтер УК «Жилстандарт» вводит данные в свою программу 1С:бухгалтерия, и все они отражаются в нашей. Если же все это похерить, будет, конечно, обидно»…
Лицо шестого квартала
Те, кто знает Баталова ближе, недоумевают: зачем, мол, ему все это нужно? «Я, когда шел в ревизионную комиссию – просили помочь, думал, вот не за просто так люди в правлении сидят, – говорит Анатолий Сюсюкалов. – А когда вник поглубже, понял, что работают даже не за спасибо. Спрашивал Баталова: зачем тебе это? Он мне объяснил, что большинство договоренностей по капремонту – устные. С губернатором, с мэрией. И если все это не завершить, дом останется ни с чем».
Все эти договоренности воплощены благодаря коллективному труду правления и актива дома. Но у Баталова есть и новые инициативы, поддерживаемые властями. Вот и замминистра ЖКХ Самарской области обещал, что на доме по программе капремонта (в рамках ГД-60) будет полностью отремонтирован фасад. «Наш дом – это лицо 6-го квартала, – считает председатель ТСЖ, – и он должен быть красивым. А власти на уровне и города, и региона обещали нам помочь в этом. После утепления фасада наш дом будет не только более привлекательным, но и более экономичным: топить улицу уже не будет необходимости, и мы уменьшим плату за отопление еще рубля на два с квадратного метра.
Кроме этого, выполненный капремонт уже начинает приносить свои плоды – на доме по окончании отопительного сезона наверняка сложится экономия, а значит, будет уменьшаться и квартплата жителей. Однако вместе с тем, что дом на Революционной, 56, становится все более удобным для проживания, растет его привлекательность и для других управляющих компаний: еще бы – самая основная и грязная работа проделана, а общая площадь жилого фонда на одной этой многоэтажке составляет 48 тыс. кв. метров. Заманчивый объект для конкурентов. Обидно только то, что некоторые тольяттинские коммунальщики не брезгуют различными способами недобросовестной конкуренции – от подкупа жителей для смены УК до рейдерских захватов. А ведь если бы все собственники дома действовали заодно, имея общую цель – улучшение условий проживания, то выиграли бы от этого все жители этой огромной почти 1000-квартирной многоэтажки.