Кто снёс стадион «Труд» и куда дели 15 тысяч тонн бетонного лома? На эти вопросы депутатов представители мэрии так и не дали ответов.
Ольга Баркалова
Контрольно-счетная палата Тольятти представила на заседание Думы городского округа Тольятти результаты проверки осуществления муниципального контракта на выполнение работ по сносу зданий и сооружений футбольно-атлетического ядра стадиона «Труд» от 9 сентября 2014 года, заключенного с ООО «М-Строй» на сумму 27,187 млн рублей. И ознакомила депутатов со множеством нарушений, допущенных на всех этапах – от организации торгов до исполнения муниципального контракта (МК).
«Камазы»-невидимки
Во-первых, победителем конкурса было признано ООО «М-Строй», предложившее свои услуги по демонтажу стадиона за 27 млн рублей. Хотя другая компания предложила наиболее выгодные условия – 19 млн рублей. При этом в нарушение п. 8 ст. 69 ФЗ № 44 протокол проведения итогов электронного аукциона не размещен на сайте госзакупок. Во-вторых, при сносе стадиона не была определена стоимость утилизированного строительного мусора, в результате чего не предусмотрены возвратные суммы, которые мог получить подрядчик после разборки конструкций. Если верить подрядчику, то «М-Строй» за 20 дней вывез
15 тысяч тонн демонтированных железобетонных конструкций. Но транспортировка такого количества строительного мусора – это полторы тысячи рейсов большегрузных КАМАЗов. То есть каждый день с территории стадиона «Труд» в непосредственной близости от мэрии должны были курсировать 75 грузовиков.
А если это число машин или рейсов поделить на восьмичасовой рабочий день, то получается, что каждый час из центра города должны были отправляться не менее девяти КАМАЗов…
Также КСП отметила, что в информационную карту аукциона не включены сведения о наличии выданного свидетельства саморегулируемой строительной организацией о допуске к работам. В результате всех перечисленных нарушений КСП сделала вывод, что муниципальный контракт на сумму 27,187 млн руб. заключен неправомерно.
Специалисты КСП отметили и нарушения Гражданского кодекса: руководство МБУС «Стадион «Труд» не оформило права на объекты сноса, которыми распоряжалось, не провело инвентаризацию имущества и так далее. В нарушение муниципального контракта работы выполнены не в полной мере, но при этом учреждение «Стадион «Труд» не воспользовалось правом потребовать от подрядчика уплату штрафа в размере 5% от МК, или 1,4 млн руб. Да и самим руководством стадиона «Труд» допущено неправомерное расходование средств вследствие включения в акты выполненных работ затрат, уже учтенных в нормах накладных расходов подрядчика.
Еще одна весомая претензия КСП вызвана тем, что МБУС «Стадион «Труд» допущено неправомерное расходование бюджетных средств в размере 4 млн 565,9 тыс. рублей, предъявленных подрядчиком к оплате за вывоз строительного мусора. Данное обстоятельство позволило проверяющим трактовать ситуацию как нанесение ущерба бюджету городского округа Тольятти.
Данный вопрос накануне заседания думы рассмотрела и комиссия по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики. Рассмотрела детально, потратив на него полтора часа. «Директору МБУС «Стадион «Труд» Олегу Малахову были заданы простые вопросы: кто, что и где выполнял? В чьем ведении находится стадион, как проходили торги? Но ни на один из них мы не получили ответа, – так прокомментировал ситуацию председатель комиссии Константин Кузнецов. – Такое впечатление, что перед нами был ни директор стадиона, а случайно пойманный на улице гражданин. Единственное, что он сказал: деньги разработали все. Больше ничего умного мы от него не услышали. На вопрос, куда делись 15 тысяч тонн, как он сам выразился, «измельченного бетона», ответил, что вывезли. Но на вопрос «в каком направлении» ничего не сказал. А ведь ломом бетона можно было отсыпать улицы частного сектора или засыпать дорожные ямы».
По словам Константина Кузнецова, Малахов не смог пояснить депутатам, кто же снес стадион. Но зато, как пономарь, он твердил: «Деньги все перечислены и все освоены».
«Это же несерьезно, Сергей Игоревич! – обратился председатель комиссии к мэру Тольятти. – Вы разберитесь, пожалуйста, со своими подчиненными, а то они вас подведут… в какое-нибудь плохое место. Пусть они сами отвечают за совершенные безобразия».
Дмитрий Микель дополнил, что у него вызывает большие вопросы в том числе этап начала работ. С его слов, когда подрядчик приступил к сносу трибун, они были уже частично демонтированы кем-то на 30-50%. Но оплату в размере 100% получил подрядчик – ООО «М-Строй». Утилизация демонтированных конструкций и их вывоз непрозрачны так же, как, пожалуй, и сам бетон: по сведениям, представленным в мэрию, ни одно предприятие в радиусе 30 км от стадиона «Труд» не принимало бетонные отходы.
Никто не знает, где бетон
Депутат Валерий Рудуш выразил свое отношение к происходящему: «У меня такое впечатление, – отметил он, – что мы здесь сидим и задаем вопросы сами себе, потому что мэрия ни на один из них не ответила. Хоть кто-то из представителей исполнительной власти скажите: куда вывезли 15 тысяч тонн бетона?»
«Ответ на этот вопрос знает лишь подрядчик, – подал голос мэр города. – Насколько мне известно, КСП направляла запросы в «М-Строй», но ответов так и не получила. «Что, разве никто это не проконтролировал, подписывая акты выполненных работ?» – задал вопрос Рудуш. Но опять, видимо, самому себе.
Зато депутатам удалось выяснить, что курировал от мэрии снос стадиона Александр Лысов, бывший руководитель управления физкультуры и спорта, который был уволен в конце прошлого года. Его работой были недовольны многие – от спортивной общественности до городской прокуратуры. И вот теперь вполне возможно, что им заинтересуются и правоохранительные органы. Ведь решением думы по отчету КСП о проверке муниципального контракта сноса стадиона стал ряд рекомендаций мэрии и руководству МБУС «Стадион «Труд», в том числе о возврате в бюджет города неправомерно использованных средств. А также направление отчета КСП в Главное управление внутренних дел Российской Федерации по Самарской области и прокурору нашего региона. Присутствовавший на заседании думы представитель прокуратуры Тольятти сообщил, что уже усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК «Мошенничество».
Кстати
В течение 2014 года КСП провела 14 контрольных мероприятий на 18 объектах контроля; подготовила 23 экспертных заключения по вопросам бюджета, 123 экспертных заключения на проекты муниципальных правовых актов, 171 заключение по аудиту эффективности закупок. Объем финансовых средств, подпавших под проверку КСП, составил 2 662 119,6 тыс. рублей. Объем нарушений, выявленных КСП в 2014 году, составил более половины от общего объема проверенных финансовых средств, или 1 385 619 тыс. рублей. Среди них:
– 73,4 тыс. руб. нецелевого использования;
– 117 746,5 тыс. руб. неэффективного использования;
– 415 54,4 тыс. руб. неправомерного (необоснованного) предоставления;
– 741 305,7 тыс. руб. неправомерных (необоснованных) расходов;
– 20 404,3 тыс. руб. недополученных доходов;
– 1172 тыс. руб., зафиксированных в виде нарушений при осуществлении приносящей доход деятельности;
– 94,1 тыс. руб., отраженных в актах КСП как нарушения при ведении бухгалтерского учета;
80 458,6 тыс. руб. – иные нарушения.
Есть и отдача от проведенных КСП проверок. По результатам проведенных контрольных мероприятий устранены нарушения бюджетного законодательства в сумме 195,4 тыс. руб., в том числе возвращены в бюджет 46,7 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а также произведен перерасчет излишне выплаченной заработной платы работникам муниципальных учреждений на сумму 148,7 тыс. руб., в том числе возвращены в бюджет 36,1 тыс. руб. На сумму 2250,5 тыс. руб. устранены финансовые нарушения в муниципальных учреждениях, где поставлено на учет муниципальное имущество. Девять материалов проверок направлены в прокуратуру Тольятти, один – в Следственный отдел по Тольятти. По четырем материалам проверок приняты меры прокурорского реагирования. К административной ответственности привлечено одно должностное лицо мэрии (за непредоставление документов по запросу КСП), один чиновник уволен.