Вы сейчас просматриваете Льготное автокредитование: свет в конце тоннеля

Льготное автокредитование: свет в конце тоннеля

Министерство промышленности и торговли РФ не отказывается запускать программу господдержки для банков и покупателей.

Не исключена возможность и поддержки автолизинга. Впрочем, это лишь намерения. На деле, ни инструменты, ни источники финансирования пока не ясны. Какие экстренные меры поддержки автопрома предпримет государство, и насколько сократится рынок в ближайшем будущем – в нашем материале. На днях в Минпромторге России состоялось совещание, в котором приняли участие президент ассоциации «Российские автодилеры» («Роад») Владимир Моженков и вице-президент «Европлана» Александр Михайлов.

В ходе переговоров с главой ведомства Денисом Мантуровым, представители авторынка обсудили возможность возрождения программы льготного автокредитования, а также разработку новой программы автомобильного лизинга. Что касается второй меры поддержки отрасли, то предполагается, что будет субсидироваться часть лизинговой ставки. Кроме того, проведена докапитализация Государственной транспортной лизинговой компании. В случае же с программой льготного автокредитования все более-менее понятно. Все механизмы были заранее отработаны в предыдущий ее запуск, а сам проект прост и понятен, как банкам, так и конечным покупателям машин.

По сравнению с льготным автокредитованием, проект по лизингу более сложен и требует детальной проработки. Впрочем, в сумме, реализация обеих мер позволит, по подсчетам Владимира Моженкова, продать порядка 250 000 автомобилей. На программу льготоного автокредитования «Роад» попросила 20 миллиардов рублей на год или 10 миллиардов на 6 месяцев. Так, при эффективной процентной ставке 15% рынок сможет реализовать в кредит 30% всех автомобилей, или 620 000-680 000 штук. При этом, эксперты также склоняются именно к этой программе поддержки российского автопрома. Так, по мнению исполнительного директора компании «Рольф» Виталия Павловского, лизинг для физлиц – несомненно, перспективное направление, но оно требует популяризации и разъяснения. На все это уйдет время, а поддержка рынку нужна здесь и сейчас. Отметим, что аналитики твердят: ситуация близка к коллапсу. Если сейчас не предпринять никаких мер, то падение продаж составит более 45%. И это не предел. При самом быстром стечении обстоятельств, обе программы могут быть запущены только в апреле, а продлятся максимум полгода. Тем более, что до сих пор остается открытым вопрос финансирования.

Напомним, что в конце 2014 года Минпромторг счел программу льготного автокредитования неэффективной, и вычеркнул ее из общего списка мер по поддержке отрасли в 2015 году. Такое решение было принято в связи с тем, что при работе программы, государство субсидировало часть процентной ставки, а банки, в свою очередь, повышали ее самостоятельно. Получалось, что для конечного покупателя ситуация никак не менялась. Напомним также, что в 2014 году было выдано на 22,3% меньше автокредитов, чем в 2013г. При этом, доля кредитных авто снизилась с 7,5% до 40,5%. В общей же сложности, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», продажа автомобилей сократилась на 7,8% до 2,3 млн единиц. В свою очередь, банки выступают, конечно же, за господдержку, ведь это позволит им существенно нарастить выдачу кредитов.

По словам Антона Павлова, представителя «Абсолют банка», — порядка 30-40% автокредитов было выдано именно по программе Минпромторга России. Отметим, что в настоящий момент ставки по авторедитам колеблются от 15-27%, по спецпрограммам – 9-10%. Как разрешится ситуация – покажет время. Однако, единогласный ответ со стороны представителей отрасли о запуске обеих программ позволяет надеяться, что они все же будут в ближайшее время реализованы.