Вы сейчас просматриваете Российский автопром становится ближе к миру

Российский автопром становится ближе к миру

Предприятия по производству машин приступили к поиску дополнительных рынков сбыта.

К такому решению их подтолкнули кризисные времена в нашем отечестве. Так, несколько предприятий промсборки заявили о своем намерении активизироваться на зарубежных просторах. Где еще будут продаваться российские машины, и на чем будут ездить россияне – в нашем материале. Увеличение экспорта кажется вполне приемлемой мерой для выживания автокнцернов, построивших заводы в России. Так, о своих намерениях уже заявили в Hyundai, не озвучив, при этом, куда именно планируются поставки. Присоединился к нему и Nissan, назвав в качестве потенциальных рынков сбыта страны Восточной Европы и Скандинавию. Возможно, и Renault примкнет к этим автоконцернам. Однако, пока что никаких конкретных планов в «Рено Россия» никто не называет. Между тем известно, что некоторые модели этой марки, выпускаемые в Румынии и Марокко, сильно пересекаются с российскими. Поэтому, поставки в страны Ближнего Востока, вполне возможны. Думает о таком ходе и PSA Peugeot Citroen, но никаких четких решений пока не озвучивает.

Данные решения автоконцерны принимают весьма вынуждено. По информации АЕБ, в 2014 году российский авторынок потерял 10% от своих прежних объемов, в 2015 потеряет еще 24%. При этом, в денежном выражении потери составили 700-800 млн евро в ноябре — декабре 2014 г. Что же касается экспорта, то по данным «АСМ-холдинга», в 2014 г. в страны дальнего зарубежья из России было экспортировано легковых машин на $120,3 млн, в 2013 г. — на $370,6 млн. Однако, далеко не все предприятия готовы пойти на такие меры. Например, GM не собирается поставлять на экспорт те машины, которые производятся на территории России. Исключение составляет лишь Chevrolet Niva. Соглашается с GM и другой крупный завод – Toyota в Санкт-Петербурге. По словам представителей данного предприятия, в их планах производить авто только для рынков России, Казахстана и Белоруссии. «В конце прошлого года мы начали поставки в Казахстан, была отгружена пробная партия (200 Focus и EcoSport). Планов по этому году нет, все будет зависеть от рынка», — отмечает представитель Ford Sollers. На заводе Volkswagen также поясняют: «В данный момент доля экспортных поставок у нашей компании незначительна. Развитие экспорта нам видится возможным только в том случае, если будет расти число стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле». При этом, экспорт автомобилей – дело довольно затратное. Впрочем, при вывозе машины за пределы государства, пошлина отсутствует. Но при ввозе ее на территорию стран Европы, необходимо заплатить 10-12%. Значительную часть затрат оставляют и большие логистические выплаты, а также занятость емких рынков аналогичной продукцией.

С первой проблемой предприятия решили справиться при помощи властей. Они предлагают компенсировать часть расходов на логистику. Тогда, такая мера станет эффективной и по-настоящему действенной. Это же подтверждает и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов . А вот Минпромторг России пока на эту тему молчит. Чтобы суметь заработать на девальвации рубля, можно развивать экспорт моделей с высокой локализацией. Желательно, при этом, чтобы модели были уникальными для глобального рынка сбыта. Так, например, Hyundai может спокойно делать ставку на Solaris, выпускаемый в России, а затем и на новинку, которая появится только через год. Речь идет о компактном кроссовере, который производится сейчас в Китае. Хороший экспортный потенциал, по мнению знатоков рынка, и у Datsun, разработанного на вазовской платформе и выпускаемого на мощностях Волжского автозавода. При этом, у «АвтоВАЗа» тоже имеются планы на развитие экспорта.

Так, ожидается увеличение вывоза моделей почти вдвое – до 100 000 шт. в 2015 году. Среди стран, на которые завод делает ставку, не только Казахстан, но и страны Латинской Америки, Африка и Европа. Как раз ВАЗовские модели имеют высокую степень локализации и никто не дублирует предприятие на других рынках. Однако, у Lada пока нет сильно разветвленной торгово-сервисной сети на внешних рынках. А это осложняет планы по развитию экспорта. У глобальных компаний такой проблемы нет. Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин отмечает: «Девальвация при развитии экспорта без структурных изменений в экономике дает кратковременный эффект — максимум два года. Эффект будет нивелирован ростом внутренних издержек». Отметим, что действительно, резкое падение рубля и повышение ключевой ставки ЦБ РФ дали положительный эффект. Правда, теперь он будет менее ощутим. Усугубляет ситуацию и то, что в начале 2015 года металлургические предприятия, поставляющие свою продукцию автоконцернам, начали активно повышать цены.