В попытке не допустить массовых сокращений на автомобильных производствах, правительство РФ предложило предприятиям новую антикризисную меру – поддержку в 52,5 млрд руб.
На эти деньги планируется обеспечить временную занятость сотрудников автозаводов. Сами же концерны, в свою очередь, уже выстроились в очередь за дотациями. Чем займутся заводчане и на что потратят деньги промышленники – в нашем материале. Нынешний непростой год для автопрома не мог не обернуться и увольнениями сотрудников. Так, например, некоторые сокращения уже произошли. На ОАО «АвтоВАЗ» уволено около 13 тысяч сотрудников, завод Ford Sollers во Всеволожске избавился от 700 человек, General Motors расстался с 500 сотрудниками. Еще 200 рабочих сокращено на Volvo Trucks в Калуге, а на днях Nissan объявил об увольнении 350 человек. Возникает резонный вопрос: что делать этим людям и как не допустить дальнейших увольнений? В поиске ответа на него правительство РФ предложило автоконцернам новую антикризисную меру. Оценивается она в 52,5 млрд рублей. На эти средства предполагается переобучить уволенных сотрудников или обеспечить им временную занятость. За деньгами сразу же выстроилась очередь, предприятия ринулись оформлять заявки на высвобожденных 10 тысяч человек.
Сейчас главными претендентами на дотации являются: КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и «Соллерс». Их примером поспешили воспользоваться и другие машиностроители. В общей сложности, вычлененных средств хватит на содержание 730 тысяч человек. Правда, насколько эффективной окажется мера поддержки – не известно. Ведь на заводах люди получали зарплату в 20-30 тысяч рублей, а в случае такой поддержки им будет выплачиваться по 8 000 руб. в месяц. На недавнем заседании правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова подробно обсуждались меры поддержки российского автопрома. Речь шла и о текущих программах утилизации, госзакупках, методах стимулирования лизинга. Но главным вопросом стала поддержка высвобождаемых сотрудников. В аппарате вице-премьера отмечали: Игорь Шувалов делал акцент на том, что нельзя допустить увольнений квалифицированных сотрудников, которые будут нужны на предприятиях после того, как восстановится спрос». Поэтому, в качестве ключевой меры рассматривается переобучение и дообучение людей, а также привлечение их на общественные работы. Не исключается также и развитие самозанятости и переезд на новое место работы. Эта же тема обсуждалась и на совещании у вице-премьера Ольги Голодец и министра труда Максима Топилина.
По итогам встречи стало понятно: крупные автоконцерны активно претендуют на 52,5 млрд рублей, заложенных в антикризисном плане. Кстати, этот же план предусматривает и дотации в размере 30 млрд рублей на выплату пособий по безработице. «Речь идет о том, чтобы сохранить не задействованных на производстве работников в штате, но занять их, например, переобучением или повышением квалификации»,— рассказывает один из источников, знакомый с ситуацией. Другой компетентный источник не исключает того, что люди могут работать неполную рабочую неделю или вообще участвовать не в производственном цикле, а в других направлениях работы завода. При этом, зарплаты у них снизятся до уровня прожиточного минимума, а выплачиваться она будет из бюджетных средств. Отметим, что в каждом регионе действует свой МРОТ. Так, в Самарской области — это 8557 руб., в Свердловской — 8934 руб., в Ульяновской — 7918 руб., в Нижегородской — 8077 руб. в Татарстане — 7440 руб. Кстати, эти же условия прописаны и в постановлении правительства от 22 января. В Минтруде России уточнили, что выделенные из федерального бюджета средства будут направляться в региональную казну, при условии, что область предоставит план по снижению напряженности на рынке труда. Пока таких заявок не поступало, поскольку регионы сперва должны получить необходимые данные от самих предприятий. В свою очередь, заводы потихоньку оживляются и выходят на контакт с региональными властями.
Так, на «КамАЗе» сообщили, что предоставили необходимые документы руководству Татарстана. Среди прочего, в документации указан график возможных временных работ, а также планы по переобучению примерно 10 тысяч человек. Само предприятие уже ввело основные общественные работы. Проводятся они по пятницам, а с ноября 2014 года на предприятии введен четырехдневный рабочий график. Сотрудникам за одну пятницу выплачивается 800 рублей. Представил свои документы и УАЗ, входящий в состав «Соллерс». Их заявка предполагает дотацию в 350 млн рублей. При этом, службы занятости в регионах пока конкретных сумм и мер не называют. Информация ограничивается лишь тем, что предприятия вступили в фазу активных переговоров с соответствующими городскими и областными службами. Примеру автоконцернов последовали и другие машиностроители. Так, например, заместитель гендиректора корпорации НПК «Уралвагонзавод» Алексей Жарич также обратился в правительство Свердловской области с инициативой выделить предприятию 600-650 млн рублей для обеспечения сокращенным сотрудникам временных работ, а также для переобучения 5 тысяч человек. Как оказалось, в Минэкономики еще не утвержден конкретный механизм предоставления субсидий. Сейчас соответствующие нормативные акты находятся в разработке.
Поэтому, «кому?», «как?» и «сколько?» – вопросы, пока не имеющие ответов. Эксперты довольно скептически отнеслись к этой антикризисной мере. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» отмечает, что такие действия могут быть только временными, ведь сотрудники на рабочих местах получали зарплату в два, а то и в три раза больше прожиточного минимума. Поэтому попытка избежать социальной напряженности весьма условная. Люди все равно будут недовольны сложившимся положением. К тому же, на всех уволенных и сокращенных этих средств не хватит. Поэтому, настоящий кризис еще впереди.