Вы сейчас просматриваете Кредитная яма

Кредитная яма

Не секрет, что рынок автокредитования переживает непростые времена.

По данным экспертов, в 2014 году он сократился на 22%. При этом, растет и доля просроченных платежей. Кому сегодня выдают кредиты на покупку машины, и как будут меняться их условия – в нашем материале. Общая сумма взятых автокредитов в 2014 году составила 466,65 млрд рублей. На эту сумму было приобретено 823 тысячи машин, что составляет 40% от общего числа реализованных авто. Такие данные предоставляет Национальное бюро кредитных историй. Агентство «Автостат», в свою очередь, подсчитало и размеры задолженности по автокредитам. Так, по состоянию на 1 января эта сумма составляет 90,97 млрд рублей. По мнению экспертов, в 2015 году улучшения ситуации ожидать не приходится.

Во-первых, сильно скажется снижение покупательской способности населения. Это не позволит многим гражданам приобретать машину в кредит. При этом, и банки будут ужесточать правила выдачи займа, стараясь обезопасить себя от невыплат и просроченых платежей. Наконец, повлияет и тот факт, что рынок кредитования в России, в принципе, молодой, по сравнению с той же Европой. «В 2014 году автокредитование демонстрирует серьезные темпы падения, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Это связано с ужесточением отбора новых заемщиков со стороны банков. Существенный вклад в динамику внесла и нестабильная ситуация на финансовом рынке, особенно в четвертом квартале 2014 года». Кстати, именно в конце 2014 г. был зафиксирован наиболее низкий за прошедшие два года показатель продаж машин в кредит — всего 35,5%.

Наиболее позитивный прогноз в данном случае — это сохранение текущей ситуации в 2015 году. «Падение спроса на этот банковский продукт будет отчасти компенсировано удорожанием автомобилей и, соответственно, ростом объемов ссуд, — говорит Сергей Пенкин, заместитель начальника Ассоциации российских банков (АРБ). — Динамику ставок предсказать сложно, поскольку она будет определяться такими факторами, как снижение спроса. С другой стороны, на нее будет влиять рост стоимости ресурсной базы и риск-премий банков». Естественно, что в кризис банки уповают на поддержку государства. По мнению Викулина, именно госпрограммы способны оживить рынок и позволит ему выжить в непростые времена. Речь идет, в первую очередь, о возможности субсидирования ставок или передаче функций регистрации залоговых машин для снижения рисков. В свою очередь, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев не столь оптимистичен.

По его мнению, стоит ожидать лишь дальнейшего снижения спроса на этот вид кредита. Всему виной — паление платежеспособности населения и ростом ставок. » В текущих обстоятельствах на повседневные траты людям требуется больше денег. В результате этого доля средств, которую они готовы направить на платежи по кредитным обязательствам, значительно сократилась», — говорит эксперт. Кстати, несмотря на то, что ставка рефинансирования изменилась, банки не вправе менять условия предоставления кредита. Если договор между банком и заемщиком уже заключен, то изменить его условия никак невозможно. Изменить процентную ставку банк может лишь в том случае, если нарушены некоторые пункты договора со стороны заемщика, или если эта мера была оговорена заранее. В общей сложности, на нынешнюю непростую ситуацию влияет и то, что рынок потребительского кредитования очень молод по сравнению с европейским.

Так, по данным компании «Альпари» в нашей стране кредитами пользуются лишь 53% населения, что по сравнению со странами запада, очень мало. Лидеры закредитованности — Челябинская и Кемеровская области. Напомним, что в 2014 году удержаться авторынку на плаву помогла госпрограмма обновления парка транспортных средств и скачок курса валют, вызвавший повышенный спрос на автомобили в конце года. Что спасет его в 2015 году — не известно. «Автокредитование является важным инструментом поддержки автомобильной отрасли, — говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — На фоне ожиданий по снижению продаж новых легковых автомобилей в 2015 году отрасль нуждается в эффективной государственной поддержке, в том числе и через механизмы кредитования. Положительный опыт предыдущих государственных программ мог бы стать основой для введения новых инструментов,направленных на восстановление отрасли в целях улучшения всей российской экономики».