На днях Российская ассоциация автодилеров направила письмо Дмитрию Медведеву с просьбой возобновить программу льготного автокредитования.
Бизнесмены подсчитали, что при сравнительно небольших затратах рынок может подняться на 2 млн авто, минимум. Каковы перспективы развития данного сектора, и как будут приобретаться машины в 2015 году – в нашем материале. Ассоциация «Российский автодилеры», объединяющая порядка 4000 компаний, подготовила письмо Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, Ольге Гололдец, министру промышленности и торговли Денису Мантурову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. В своем обращении бизнесмены выступают за возвращение программы льготного автокредитования. «Отрасль не сможет удержаться от существенного падения в случае невозможности покупки автомобиля потенциальными покупателями в кредит», — пишет «Роад», отмечая, что программа поддержки автокредитования «может быть эффективна при совместном участии банков, производителей и государства».
По мнению ассоциации, для поддержания рынка необходимо обеспечить ставку на уровне максимум 15% годовых на срок от трех лет. 15% — это эффективная ставка, т. е. полученная после возмещения части процентов по кредиту государством, объясняет один из авторов письма. «Это позволит продавать в кредит 30% от годовых продаж автомобилей, по нашим оценкам, 620 000-680 000 автомобилей», — указано в письме. Общая сумма которая требуется для восстановления данной программы – 20 миллиардов рублей на весь 2015 год, или 10 млрд на ближайшие 6 месяцев. При этом, эффективность меры уже доказана в денежном выражении. По информации Минпромторга России, в 2013 году на программу было потрачено 8,6 млрд. руб. Вернулось же в виде налогов в казну 28 миллиардов рублей. Эксперты рынка отмечают: утилизация – важнейший инструмент поддержки отрасли, а с льготным атвокредитованием эффект был бы больше.
Так, если рассматривать обе этих меры поддержки российского автопрома, то в России может быть продано около 2 млн автомобилей в 2015 году. Несмотря на это, сейчас прогнозы ассоциации европейского бизнеса совсем неутешительны. По данным организации, снижение рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в 2015 г. на 24% — до 1,89 млн единиц. «Сокращение рынка на 28-30%, которое ожидают эксперты, — это сокращение ВВП страны на 0,5% в 2015 г.», — указывает «Роад» в своем письме. По словам президента «Роад» Владимира Моженкова, именно программа льготного автокредитования помогла нашей стране достичь годового показателя проданных автомобилей в 3 миллиона единиц. По подсчетам эксперта, в 2014 году в кредит было реализовано 850 000-900 000 машин. В тоже время, автопроизводители рассчитывали продать в кредит 35-47% своей продукции. Сейчас их планы снизились до 8%. К автодилерам присоединяются и сами банкиры. Сейчас они отмечают глубокую стагнацию рынка автокредитования. Даже в 2014 году этот сектор снизился на 15 % по сравнению с 2013 годом.
Напомним, что не так давно Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития до 5 февраля 2015 г. проработать вопрос о целесообразности возобновления программы льготного автокредитования. Впрочем, сейчас уже известно, что данная мера не вошла в план по поддержке отрасли. Тогда же Денис Мантуров аргументировал нецелесообразность программы следующим образом: с учетом высоких ставок по автокредитам и закредитованности населения этот инструмент будет малоэффективен. Исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский тоже выступает за восстановление программы льготного автокредитования. По его словам, программа утилизации, несомненно, поддерживает рынок. Ведь многие сдавали авто в trade-in, покупая при этом новую машину с использованием все тех же кредитов. Если сохранить уровень процентной ставки в 14-15%, то это поднимет около 35% рынка автокредитования. Несомненно, это поддержит отрасль.
Соглашается с данной мерой и старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По его мнению, утилизация имеет долгосрочный эффект, в то время как льготное автокредитование позволит смягчить падение рынка. Сейчас крайне важно не спугнуть иностранных атвопроизводителей и сохранить хорошие дилерские позиции. Стоит понимать, что россияне не перестали покупать машины, но способы это сделать быстро и просто сократились.