308,5 тыс. в день, 9,3 млн в месяц, 111 млн рублей в год – таков минимальный «объем рынка» пригородных перевозок без учета пассажирской платы.
С 2015 года пассажирские перевозки в Тольятти осуществляются по новой маршрутной сети. Пока еще существует путаница, из-за того что на некоторых маршрутах изменилась схема движения. Но в данной статье речь пойдет не о том. «ТН» расскажет о работе пригородных маршрутов, вызывающих наибольшее число нареканий жителей города и являющихся головной болью тольяттинских властей.
Тольятти – город хлебный?
Основной задачей, со слов мэра города Сергея Андреева, при оптимизации маршрутной сети Тольятти являлась возможность разгрузить городские дороги и обеспечить надежную работу по перевозке пассажиров, исключив всевозможные водительские недоезды и объезды. С этой целью число внутримуниципальных маршрутов сократили на 13, количество транспорта – почти на полтысячи единиц. И согласно условиям муниципального конкурса исключили перевозки на старых неудобных «Газелях», зато ввели новые требования – наличие оборудования спутниковой навигации на автобусах, провоз пассажиров, оплачивающих проезд социальными картами, и единую стоимость билета. И все было бы хорошо, но общую картину внутримуниципальных перевозок портят пригородные маршруты.
Во-первых, на пригородных маршрутах не действуют социальные проездные, во-вторых, выше стоимость, в-третьих, большинство перевозчиков использует старые «Газели», в-четвертых, их движение никто не контролирует, в-пятых, на большинстве пригородных маршрутов невозможно уехать после 20.00, в-шестых, они не соблюдают график движения и т.д. и т.п. По всем этим причинам горожане не ощутили, что муниципальная маршрутная сеть оптимизирована. У них возникает путаница, какие маршруты городские, какие пригородные, потому как многие пригородные ездят с двумя номерами. При этом их перевозчики не подчиняются мэрии, а контролируются минтрансом Самарской области. А значит, избавить город от старого, опасного и неудобного транспорта весьма сложно. В первую очередь потому, что эти маршруты являются хорошей кормушкой для областников. За один путевой лист, выданный на день, водитель платит от 300 до 700 рублей. Руководитель компании-перевозчика пояснил нашему изданию, что сегодня возить пассажиров по пригородному маршруту менее хлопотно: не нужно устанавливать ГЛОНАСС и систему звукового оповещения остановочных пунктов, перевозить бесплатно льготников, можно использовать старые «Газели», потому и «путевка» стоит дешевле, чем на городском маршруте. Умножим среднюю стоимость путевки – 500 рублей на 617 единиц транспорта, которые работают на 39 пригородных маршрутах, и получим цифры в денежном эквиваленте, идущие в минтранс, – 111 млн
в год.
Остановка по требованию
На комиссии по городскому хозяйству городской думы депутаты и представители мэрии обсуждали, как навести порядок на транспорте. Был приглашен и представитель министерства автомобильных дорог и транспорта Самарской области Константин Михайлов.
С его слов, пригородные маршруты, несмотря на то, что на 90% дублируют муниципальную сеть, востребованы жителями. Более того, министерство предлагало Тольятти организовать посадочные площадки для пересадки на пригородные маршруты с местами отстоя автобусов. «Мы направили запрос в мэрию Тольятти, но ответ не поступил. Пока этого нет, мы не видим целесообразности изменения маршрутной сети», – считает Константин Алексеевич.
По поводу стоимости проезда представитель министерства согласился, что органы государственной власти Самарской области установили тарифы на пригородных маршрутах в размере 1,6 рубля за километр пути. «Но поскольку в маршрутной сети пригородных перевозчиков не установлены промежуточные остановки по городу, а высадка пассажиров происходит по требованию, минэкономразвития как орган, ответственный за контроль в ценообразовании, ввело несколько другое ценообразование на пригородных маршрутах».
Руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов не согласился с доводами представителя минтранса: «Вы вводите в заблуждение депутатов, мы указывали в письме минтрансу, что город готов предоставить пересадочные площадки с местами отстоя для маршрутов. Это площадки возле «Веги», КВЦ, речного порта, ООО «Фосфор» и пятая площадка – возле «Парк Хауса». А с точки зрения закона, это не наша обязанность, а лишь право. Но мы готовы предоставить места. Министерство же должно организовать рассчетно-кассовые центры, поскольку и сегодня в пригородных маршрутках билетов не дают».
Заместитель мэра по городскому хозяйству Сергей Анташев также счел доводы Константина Михайлова неубедительными: «До 80% поездок, которые совершают пассажиры на пригородных маршрутах, происходит на территории Тольятти. И за 2-3 остановки пассажиры не должны платить – 20 рублей, а максимум –
5 рублей. Здесь вы не можете привести ни одного довода в свою защиту. Второе: 90% ваших маршрутов дублируют городские. То есть вы дублируете нашу городскую сеть, потому что мы якобы не справляемся со своими обязанностями? Если вы на себя берете функцию обеспечить тольяттинцев пассажирскими перевозками, тогда забирайте всю сеть. Но это не ваши полномочия. Почему только Тольятти имеет такую структуру пригородного транспорта с интервалом движения пять минут? Городская сеть включает в себя 664 транспортные единицы, а вы разыгрываете 635 единиц. Мы проводим исследования маршрутной сети, тратя бюджетные деньги, трижды направляли их в минтранс и трижды просили совместно с нами внести корректировки, чтобы вписать министерскую сеть в городскую. Однако в минтрансе нас никто не слышит».
Одни разгружают, другие загружают
В то же время, когда городские власти пытаются добиться совместной работы с минтрансом и навести паорядок на пассажирском транспорте в Тольятти, пригородные перевозчики вводят новые маршруты вместо тех, что сняты с городской сети. Только с нового года появилось шесть новых маршрутов «трехсотой» серии. Оказывается, они были разыграны давно, но находились в резерве. А с нового года были выведены перевозчиками на линию, тем более что появилось много старых «Газелей», которые в городской сети запрещено использовать. Мы надеемся на депутатов тольяттинских и губернских, что мы как минимум будем согласовывать их маршруты и определять количество подвижного состава, остановки на территории города.
В мэрии все же надеются, что проблема будет решаться в пользу тольяттинских пассажиров. Срок договоров с пригородными перевозчиками, заключенных минтрансом, истекает 31 мая. И пока все, чего удалось добиться мэрии, – отодвинуть срок нового конкурса. Новая его дата еще не назначена, но запланированный 18 декабря 2014 года конкурс не состоялся благодаря настойчивости представителей тольяттинской власти.
P.S. В городской сети 97 маршрутов, на которых задействовано 764 единицы техники. В пригородной – 39 с 617 единицами транспорта. То есть 764 единицы перевозят более 700 тысяч тольяттинского населения, а 617 маршруток – 20 тысяч жителей Приморского, Ягодного, Подстепок и других сёл.
*Ольга Баркалова