Антон Просянкин – высотник, общественник, у себя в Луганске был на хорошем счету. Активный парень, трудяга, он до начала войны жил просто
и понятно. Себя считал русским, поскольку родился в русской семье, а своей родиной – Украину и особых противоречий в этом не находил.
Когда началась война, он естественным для себя образом оказался в ополчении, служил разведчиком, но в июне прошлого года получил приказ срочно эвакуировать 18 детей и трех женщин в Россию. В помощь ему никого не дали. Он вывез всех. На старом автобусе, под минометным обстрелом.
Теперь, основная его работа – помогать прибывающим в Россию с Украины беженцам, которых он «распределяет» от Тольятти до Воронежа.
– Антон, для тебя как все начиналось?
– Да как для всех. Когда встал вопрос выбора между Европой и Россией, мы, конечно, были за Россию и к протестам тех, кто остался недоволен решением Януковича, отнеслись сперва спокойно. Да оно бы и кончилось ничем, если бы не переворот, к которому, как оказалось позднее, Запад готовился четыре года.
– Откуда сведения?
– Оттуда. Учебные лагеря для тех, кто убивал на Майдане, в Одессе и теперь по всему Востоку, начали готовить «курсантов» еще четыре года назад. Мы точно знаем, что они были расположены в Прибалтике и Польше.
Сначала, конечно, мы просто удивлялись. Вот идет митинг на Майдане. И вдруг властям потребовалось установить там елку. В ноябре. Люди, естественно, мешают процессу. И людей начинают бить. И появляется масса видеоматериалов с разбитыми головами и прочее. Абсолютно все это было спланировано и все дальнейшее спровоцировано.
– Когда война началась лично для вас?
– Сперва отменили праздник
9 Мая. Мол, это праздник предателей. Значит, мой дед, который до Берлина дошел, предатель? Потом начали отменять русский язык, и это стало катализатором трагедии в Одессе. Вы знаете, что такое Одесса? Мы вот с друзьями специально сидели и не смогли вспомнить ни одной песни про Одессу на украинском языке. Зато на русском этих песен десятки. Это очень русский город, который никогда не переставал быть русским. Но когда одесситы вышли на митинг в защиту русского языка, их загнали в Дом профсоюзов и сожгли заживо. 540 человек. Это сделал «Правый сектор». Они называли это «немножко научить». Тогда стало понятно, что война уже идет и нас уже убивают. И ополчение стало расти, как грибы после дождя. Оружия, правда, не было, и на первые блокпосты люди выходили, вооружившись сельскохозяйственным инструментарием. Впрочем, вы все это по телевизору видели.
– Да разное показывают. То артобстрелы жилых кварталов мирных городов, то горожан, которые на фоне руин фотографируются и мороженое едят. Я, может, тупой вопрос задам: люди с Украины в Россию бегут по политическим мотивам или реально есть угроза жизни каждого жителя восточных городов?
– С нами одна девушка приехала, ну, назовем ее Леся. Она вот пошла в магазин, а когда вернулась, увидела, что в дом ее при
артобстреле влетел снаряд. Ее родители и ребенок были убиты мгновенно. Человек остался один на всем белом свете.
Я как-то дежурил с санитарной командой – ездил по городу. Мы за три дня обнаружили по завалам 36 убитых детей. Это даже по-настоящему осознать трудно – мозг отказывается принимать информацию. Сердце сжимается, закрывается, чтобы ничего не чувствовать и не взорваться.
У нас долго обсуждали гибель одного пацанчика 3-х лет. Он вышел играть во двор с георгиевской ленточкой на рубашке. Вскрытие показало, что убил его снайпер из СВД. Причем убил как взрослого – две пули в грудь и одна в голову. Я совершенно убежден в том, что ни один украинец на такое убийство не способен. Это дело рук наемника, задача которого – подкидывать дрова в костер войны.
А что касается фотографирования на руинах, то это относительно новая наша беда. Люди привыкли жить на войне, привыкли к мысли, что снаряды залетают не к ним в дома, теряют бдительность, а потом нередко и жизнь. Конечно, молодым хочется и погулять, и бесстрашие свое показать – они в смерть не верят, и они к ней привыкли. При этом около миллиона людей уже покинули Украину, бросив свои дома.
– Почему украинская армия воюет в основном с помощью артиллерии?
– Еще в самом начале войны наше командование предлагало им прекратить убивать мирных граждан, выйти в чистое поле и там сразиться. Мол, кто победит, того и правда. Они не вышли и не выйдут, потому что знают, что мы их побьем. Но главное, их руководству на Западе нужен не мир после войны, чем бы она ни закончилась. Им нужна многолетняя война. Они убивают детей и женщин, чтобы множилась ненависть, которая будет питать эту войну.
На всю мощь работает машина пропаганды. Уже договорились до того, что и Троя была на Украине, и даже Адам и Ева где-то здесь начали воспроизводить род людской. В общем, Геббельс отдыхает.
– Как вас встретил и продолжает встречать Тольятти?
– Теплом, заботой и неформальным отношением. Я знаю, что чиновников простые люди нигде не любят, но я знаю также и то, что начальник отдела этноконфессиональных отношений мэрии Тольятти Олег Якимов работает по 18 часов в сутки и почти не видит собственных двоих детей. В большинстве других городов отношение чиновников более равнодушное.
– В Тольятти много лет существует украинское землячество «Днипро». Они поддержали вас?
– «Днипро» занималось в основном продвижением культурных ценностей – песни, народные костюмы, праздники. Вы можете себе представить, что Олеся наденет национальный украинский костюм?
Олег Якимов: «Тольяттинцы с душой откликнулись на чужую беду»
Начальник отдела этноконфессиональных отношений мэрии Тольятти Олег Якимов рассказал о том, куда и по каким вопросам следует обращаться беженцам с Украины, прибывающим в Тольятти:
– В нашем отделе работает горячий телефон для любых обращений – 54-31-15. По вопросам оказания медицинской помощи лучше обращаться по телефону
54-34-04, в отдел здравоохранения мэрии.
8 (846) 332-93-09 – горячая линия министерства здравоохранения Самарской области.
Для оформления статуса иностранного гражданина на территории Российской Федерации следует обращаться в Управление федеральной миграционной службы по Самарской области, подразделения г. Тольятти:
Автозаводский район – пр-т Степана Разина, 16а, тел. 32-90-73 (начальник отдела); каб. 406, тел. 32-92-53 (регистрация); каб. 407, тел. 32-92-22 (консультации). Время работы: вторник, среда, пятница 9.00–12.00, 15.00–17.00, суббота 9.00–12.00;
Центральный район – ул. Ленина, 60, каб. 5, тел.
22-76-33, (дальнейшее оформление); каб. 14, тел. 22-73-78 (регистрация); каб. 19, тел. 22-79-80 (начальник отдела). Время работы: вторник, среда, пятница 9.00–12.00, 15.00–17.00, суббота 9.00–12.00.
Комсомольский район – ул. Мурысева, 59, каб. № 2, тел. 76-94-34. Время работы: вторник, пятница 9.00–12.00 и 15.00–17.00.
Кроме того, за разъяснениями можно обратиться в департамент социальной поддержки населения мэрии городского округа Тольятти.
– Олег Юрьевич, говорят, горожане активно приносят гуманитарную помощь. Куда за ней обращаться беженцам?
– Тольяттинцы действительно с душой откликнулись на просьбы о помощи беженцам. Пункты выдачи гуманитарной помощи и банки вещей расположены в социальном центре «Живая вода» на ул. Свердлова, 41, подъезд № 11. Центр работает по графику: понедельник–пятница, время приёма – с 18.00 до 20.00. Тел. 8-92-77-82-42-64; в Центре развития добровольчества Тольятти (ул. Комсомольская, 40, т. 8-92-70-29-21-56),
понедельник–пятница, время приёма с 9.00 до 14.00
и в добровольной общественной организации инвалидов с детства имени Януша Корчака. Телефоны:
26-53-94, 71-33-65 (круглосуточно), 8-906-338-55-65. Адрес: ул. Мира, 108.
Кроме того, по вопросам сдачи и получения гуманитарной помощи можно обращаться на телефон горячей линии мэрии (54-31-15), штаб работает с многочисленными волонтерами и волонтерскими группами
г. Тольятти, поэтому ваш вопрос может быть решен в рабочем порядке при непосредственном обращении к нам в штаб.
– Есть еще вопросы проживания, денежной поддержки.
– Многие вопросы социальной адаптации граждан Украины решает координационный штаб по содействию гражданам, прибывшим с Украины, руководитель штаба – Просянкин Антон Николаевич (8-927-651-94-20).
Финансовую помощь оказывает областной благотворительный фонд «Радость». Адрес: 443086, г. Самара, ул. Часовая, д. 6, офис 203. Телефон/факс: 8(846) 335-10-22, 8(846) 242-22-80.
Кроме того, по вопросам оказания финансовой помощи можно обращаться в оперативный штаб мэрии (54-31-15), штаб занимается решением данных вопросов через волонтеров и добровольцев.