Обвал курса рубля повлек за собой проблемы во многих секторах экономики.
Сильно пострадал автомобильный рынок, а вслед за ним – страховой и кредитный. Как сегодня складывается ситуация в этих направлениях, и чего ждать дальше будущим покупателям новых машин – в нашем материале. Кризис на автомобильном рынке повлек за собой проблемы и в смежных направлениях. Сейчас на рынке автосрахования наблюдается настоящая агония. Многие компании, некогда предлагавшие добровольное автосрахование вынуждены попросту закрываться или уходить из регионов, где их услуги не популярны.
С другой стороны, уже сейчас во многих областях России КАСКО заметно дорожает. Сказывается, естественно, кризис на авторынке. Из-за падения продаж машин, увеличивается и стоимость полиса. При этом, компании почему-то предпочитают свернуть свой бизнес вместо того, чтобы предложить своим клиентам выгодную альтернативу. Почему же рынок страхования работает без фантазии, и оказывается абсолютно уязвимым в кризисной ситуации? В нынешней ситуации эксперты отмечают две главные причины. Первая связана с обвалом курса рубля, который повлек за собой резкий скачок на все новые иномарки. Соответственно и цена на полис КАСКО, рассчитываемая исходя из стоимости машины, возрастает. Вторая кроется в удорожании запчастей, которые также закупаются на валюту.
Получается, что ремонт авто по страховке будет обходиться таким компаниям гораздо дороже. Сегодня рост стоимости КАСКО во многих регионах России доходит до 50%. По мнению вице-президента компании «Ингосстрах» Ильи Соломатина, цены на КАСКО будут расти в одинаковой пропорции со стоимостью иномарок. Эксперт отмечает: поскольку уже сейчас все автокомпании уже подняли розничные цены на автомобили, то и страховщикам ничего не остается, как поспевать за ними. Правда, мало кто будет повышать стоимость добровольной страховки заоблачно высоко, ведь именно КАСКО является не обязательным страхованием.
В связи с этим, Соломатин предполагает, что в 2015 году рынок КАСКО должен заметно сократиться: «Популярность каско среди клиентов может упасть еще на 5–10% и в связи с серьезным повышением цен на машины: человек, который выложил последние деньги за автомобиль, едва ли станет оформлять на него полис добровольного страхования, — говорит эксперт. — Но люди сейчас уже не так надеются на «русский авось», поэтому более серьезного оттока клиентов по этой причине не прогнозируется». Не исключает эксперт и резкого сокращения числа компаний, предлагающих страховые услуги в регионах. Эта ситуация будет сильно зависеть от того, какое количество дилерских сетей будет уходить из тех или иных российских областей. Нельзя убирать из этой цепочки и рынок автокредитования.
Напомним, что не так давно Сбербанк приостановил выдачу кредитов на покупку машины. Скорее всего, его примеру последуют и другие банки. А поскольку новые машины, в большинстве своем, покупаются в кредит, и такой автомобиль обязательно должен иметь полис КАСКО, то ситуация может заметно обостриться. Логика проста: нет новых машин – нет КАСКО, не денег у страховой компании. «Вместо того чтобы предлагать потребителям какие-то новые продукты по более низким ценам, они просто уходят из регионов или закрывают розничные продажи полисов, — говорит президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. — Кризис может затронуть и корпоративные продажи: компании с большим автопарком легче будет открыть свой автосервис, чем платить за каско по 15% стоимости машины».
Еще одно мнение, которые бытует сегодня на рынке автосрахования, заключается в том, что повышение цен на полисы КАСКО имеет место в связи с тем, что компании пытаются таким образом покрыть убытии по ОСАГО. Впрочем, ставить крест на добровольном страховании эксперты все же не спешат. Руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников считает, что этот рынок не уйдет под воду окончательно. Скорее всего, клиенты начнут выискивать более выгодные для себя способы страхования. И такой спрос на новые продукты в данной сфере повлечет новые предложения. При этом, по мнению экспертов, страдать будут только региональные авторынки. А в Москве и в Санкт-Петербурге спрос будет по прежнему высок. Поэтому, основными заложниками кризиса станут мелкие страховщики.