Несмотря на 11%-ное падение авторынка в 2014 году, россияне предпочитают покупать машины.
При этом, платить теперь они готовы больше прежнего. Как выглядит кризис авторынка изнутри, и каковы прогнозы на будущее – в нашем материале. Эксперты сходятся во мнении, что для автомобильного рынка России наступили непростые времена. По итогам 2014 года, наши соотечественники потратили на новые авто 2,3 трлн рублей. А в количественном отношении, рынок потерял 11%. По мнению представителей данной сферы бизнеса, связано это с несколькими факторами: конечно же, девальвация стоит на первом месте. Она повлекла за собой также ухудшение условий автокредитования, что также тормозит спрос.
Обозреватель журнала «Автопилот» Алексей Харнас отмечает, что ажиотаж, который мы могли наблюдать на авторынке в конце 2014 года был своеобразной инвестицией. Россияне предпочитали вкладывать деньги до того момента, пока они не обесценятся. При этом, покупка новой машины считалась хорошим вложением средств. Впрочем, на эту ситуацию ориентироваться не стоит, ведь люди действовали в экстренных условиях. Так, наиболее удачным временем для покупки машины Харнас назвал осень прошлого года. Затем стало сказываться резкое ухудшение условий автокредитования.
Так, по данным Объединенного кредитного бюро, в конце прошлого года было отказано 95% клиентов, желавшим взять автокредит. Если фиксировать уровень рынка в долларовом эквиваленте, то он снизился на 19%. Сергей Целиков, руководитель агентства «Автостат» отмечает, что в 2015 году объем рынка также будет уменьшаться. Во-первых, скажется рост цен на машины, во-вторых, снижение доходов населения и ухудшение экономической ситуации в стране. Согласен с ним и директор агентства APV-Creative Group Станислав Павлов. По его словам, количество автомобилей сократилось и стало дорожать. Люди, при этом, не бояться платить за них больше, чем раньше. А, учитывая, что многие машины привозятся из-за границы, то большую роль играет в этом деле и курс валют. Получается, что в рублевом эквиваленте суммы, выплачиваемые за машины выросли, а в количественном выражении, рынок только потерял.
Говоря о том, что ждет нас в 2015 году Павлов отмечает, что опыт предыдущих лет показывает: аналитики прогнозируют 10-летниее восстановление рынка. На деле же россиянам хватает двух-трех лет, чтобы прийти в норму и восстановить экономическую ситуацию. На мировой арене российский авторынок также ушел со второй позиции на третью впервые с 2011 года. Лидером 2014 года стала Германия, в которой продали 3 миллиона машин. Затем следует Великобритания с 2,5 миллионами. В России этот показатель находится на отметке 2,3 млн авто. «Что касается европейского рынка, он вообще является более зрелым и более насыщенным, поэтому 3-4% роста для европейских стран — это достаточно высокий показатель, связанный с тем, что европейская экономика постепенно выходит из рецессии, хотя прошлый год для Европы был также непростым. В предыдущие годы во многих странах Европы было снижение автомобильного рынка, и люди откладывали свои покупки.
В прошлом году многие люди стали совершать такие приобретения, более того, в Европе все-таки процентные ставки по кредитам достаточно низкие, эти услуги там сейчас являются доступными и не ведут к значительному увеличению стоимости автомобилей при финальном расчете», — говорит отметил генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. Между тем, европейцы настроены более скептически и прогнозируют 24% падение рынка в 2015 году. Глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер отмечает, что сегодняшняя отрасль в России находится в кризисе. При этом, многие зарубежные автопроизводители, по его словам, и вовсе уйдут из России. Спасти ситуацию сможет только серьезная государственная поддержка.
Негативные прогнозы Шрайбера касаются и рынка автокредитования. По его мнению, банки будут только повышать процентные ставки по кредитам будут только расти. Так, ожидается, что в этом направлении мы потеряем 20% продаж. «Весь цивилизованный рынок продает машины в кредит, но наши банки не хотят давать кредиты под большие проценты, потому что считается, что это будет неликвидное кредитование. Например, у компании Mercedes есть свой собственный Mercedes-Benz Bank, он сейчас мог бы выдавать кредит под 35% годовых. Поэтому сейчас Mercedes-Benz Bankвременно приостановил выдачу кредитов. Как говорят автопроизводители, есть не все модели и не все марки. Например, если вы вдруг захотите купить Mercedes SLK, то его, скорее всего, нет», — отмечает автомобильный обозреватель «Коммерсант FM» Алексей Слащев. В столь непростой ситуации здорово помогает программа государственной утилизации автомобилей.
Существенную поддержку рынку могла бы оказать и программа льготного автокредитования и расширения возможностей материнского капитала. Однако, будут ли эти меры реализованы — не известно. На локальном уровне с авторкдеитованием пока все не так грустно. Банки, работающие на несколько регионов, пока не изменили своих процентных ставок и условий. Изначально они готовы предоставить кредит под 18% годовых. Те же, чья география подразумевает практически все регионы России, готовы выдать кредит под больший процент. Максимально высокая ставка сейчас составляет 22%. Скорее всего, ситуация и правда будет меняться не в лучшую для покупателей сторону. Поэтому, пока нужно использовать любые возможности и браться за те предложения, которые есть на рынке.