Вы сейчас просматриваете «Отстреливающий проблемы»

«Отстреливающий проблемы»

Жизнь непредсказуема, от случайностей и от ошибок никто не застрахован: ни простой человек, ни, к примеру, бизнес-компания или промышленное предприятие. Но опускать руки в таких случаях, безусловно, не стоит. Правы оптимисты – нерешаемых проблем почти не бывает. Сегодня это только вопрос цены, потому что люди, способные «разрулить» сложнейшие ситуации, и технологии, нужные для этого, есть. Специалистов, решающих тупиковые бизнес-задачи, называют трабл-шутерами (trouble-shooter), то есть «отстреливающими проблемы».

Открывая рубрику «Чем пахнут ремёсла», мы решили начать именно с этой профессии, потому что она редкая, интересная и, как нам представляется, будет весьма востребованной в ближайшие несколько лет.
Наш собеседник – Сергей Воронов. Сергей имеет два высших образования и большой опыт реализации собственных бизнес-проектов. В качестве trouble-shooter работает последние три года. Живет «где-то между Москвой, Самарой и Тольятти».

Рассказывает Сергей Воронов.
– Слово «трабл-шутер» состоит из двух английских слов: trouble – проблема и shooter – отстреливать. Вот и получается, что трабл-шутер занимается устранением проблем, как правило, крупных и очень серьезных, как в компаниях (любого профиля и страны происхождения), так и у частных лиц.
Трабл-шутер должен обладать одним-единственным качеством – умением смотреть на вещи совершенно под иным углом. Остальные качества – креативность, умение мыслить нестандартно, целеустремленность, умение расширить горизонты, диагностика, внимание к деталям – только приветствуются.
Даже самые лучшие компании и самые успешные предприниматели иногда сталкиваются с проблемами, которые решить не могут,  невзирая на ежедневные «мозговые штурмы».
И тогда на помощь отчаявшимся бизнесменам и просто людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, приходят трабл-шутеры, способные решить любую проблему и при этом неплохо заработать себе на жизнь.
Тонкости этой профессии в том, что право на ошибку абсолютно исключено, все предложенные методы должны сулить только одно – желаемый результат.
– В интернете в качестве примеров, показывающих работу трабл-шутеров, обычно приводят две истории…
– Да, одна из них про две фирмы, занимающиеся изданием справочников «желтые страницы». Мол, понятно, что вдвоем на рынке им было тесно, поэтому они использовали весь арсенал грязной борьбы: демпинг, черный пиар, переманивание работников. Однако ничего не помогало, и фирмы долгое время оставались непримиримыми соперниками друг другу. Причем офисные работники покупали сразу два справочника, совершенно не оценивая при этом их качество и не выделяя какой-либо из них. Все изменилось, когда одна из компаний прибегла к помощи trouble-shooter.
Тот рекомендовал им выпустить справочник меньшего формата, но с тем условием, что информации, содержащейся в нем, будет ровно столько же. За этим простым, казалось бы, решением кроется тонкая психологическая подоплека. Представьте себе большой справочник, лежащий на вашем рабочем столе как карта, но у вас есть еще и маленький, толстенький, который вы, скорее всего, поначалу машинально положите поверх большого. По итогу месяца вы обнаружите для себя, что пользовались только тем справочником, который был наверху, а большой так весь месяц и пролежал ненужной макулатурой на вашем столе. Стоит ли тратить деньги на ненужную вещь, если она вам не удобна и занимает слишком много пространства, когда можно купить компактный и удобный справочник, обладающий тем же набором информации?
– А вторая история?
– Вторая история тоже вошла в учебники. Организовав производство кроссовок в Африке, компания «Найк» столкнулась с не решаемой на первый взгляд проблемой – местные работники без зазрения совести начали воровать продукцию. Смекалистые рабочие уже успели обеспечить «наворованным» товаром практически целые деревни. Охрана из числа местного населения лишь усугубила и без того плачевную ситуацию –  охранники тоже люди и любят кроссовки, и потом у них есть семьи. А приглашать персонал из Штатов нерентабельно, ведь в этом случае себестоимость продукции нельзя будет назвать низкой.
Трабл-шутер задал лишь один вопрос: «Что конкретно вы от меня хотите?»
На что получил ответ: «Придумайте, как сделать так, чтобы кражи снизились до нуля, не затрачивая при этом денег на охрану фабрик».
Удалившись в отдельную комнату и оставшись наедине с самим собой, trouble-shooter вскоре дал свой ответ: «Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки…». Воистину все гениальное просто.
– Сергей, а почему так мало примеров работы трабл-шутеров становятся общеизвестными?
– Я думаю, это требование заказчиков их услуг, и это нормально.
– Вы свои истории тоже не рассказываете?
– Обычно нет. Ну,  разве что без подробностей. В общем, работали две фирмы. Они производили одинаковые изделия. Одна фирма, назовем ее условно «Колокольчик», была старожилом. На рынке около 10 лет. Производство качественное. Цены умеренные. Постоянные клиенты, которые составляли около 80% рынка сбыта. Фирма за последнее время приобрела новое оборудование в лизинг для ускорения процесса производства и улучшения качества продукции.
Вторая фирма,  назовем ее «Ромашка», зашла на рынок недавно. Качество производимой продукции было аналогичным, а вот цена намного ниже. Дело в том, что продукция производилась из определенного сырья. А единственный поставщик данного сырья был близким другом фирмы «Ромашка». Вдвоем они выпускали продукцию ниже цены рынка и переманили к себе почти всех клиентов фирмы «Колокольчик».
В этот момент фирма «Колокольчик» пригласила меня для решения этой проблемы. Решил я ее следующим образом.
Создал аналог корпорации, в которую объединил остальных присутствовавших на рынке мелких производителей этой же продукции. Благодаря этому мы сформировали огромный заказ сырья и заключили договор на поставки сырья с поставщиком. Обязательным условием договора был пункт, обязывающий поставщика поставлять сырье только указанным в договоре производителям, входившим в сообщество. Разумеется, в сообщество не входила фирма «Ромашка».
Поставщик пошел на эти условия, так как суммарный объем месячной поставки был очень большим. Соглашение было заключено сроком на три месяца. В течение этих месяцев фирма «Ромашка» потеряла клиентов и закрылась. Попутно в течение этого срока мы вышли напрямую на завод-производитель сырья. Суммарный заказ его устраивал.
По истечении срока договора поставщик сырья не смог найти сбыт и закрылся.
Итог: задача решена. Все можно было сделать проще, однако обязательным условием заказчика было уничтожение недобросовестного конкурента.
В другом случае передо мной была поставлена задача: уменьшить налоги на 30%, и обязательно законными методами. Задача была решена следующим образом.
Было организовано НПО (некоммерческое потребительское общество), в рамках которого фирма перестала оказывать услуги напрямую клиентам. Теперь все услуги оказывались только пайщикам НПО. А значит, коммерческая деятельность не велась. Клиенты в основном были постоянными, поэтому принять их в НПО не составило труда. Всех новых клиентов тоже принимали в НПО. Налоги были минимизированы более чем на 90%.
– Так просто?
– Это не просто, но реально и законно. В данном конкретном случае решение оказалось верным и принесло компании большую экономию.
– Чем работа трабл-шутера отличается от работы кризисного менеджера?
– Кризис-менеджер выполняет, как правило, набор стандартных действий, начав, скажем так, с симптоматического лечения. А трабл-шутер, напротив, действует нестандартно, но решает проблему разом.
– Страшно спросить, сколько стоят услуги такого специалиста?
– В зависимости от масштаба задачи и полученной клиентом прибыли или выгоды. Кстати, работаю я без аванса и гонорар получаю только в результате решения проблемы.
– Как вас находят клиенты?
– Рассказывают друг другу. Можно писать на почту: voron-shooter@mail.ru

*Евгений Бакланов