Вы сейчас просматриваете Помощь утопающим Чиновники прорабатывают меры поддержки российского автопрома

Помощь утопающим Чиновники прорабатывают меры поддержки российского автопрома

2 декабря Дмитрий Медведев провел совещание в Правительстве Российской Федерации. Одним из главных вопросов встречи стали меры поддержки падающего российского авторынка. В частности, обсуждалась возможность использования материнского капитала на приобретение машины, а также возможность возрождения программы льготного кредитования. Какие меры в итоге окажутся действительно эффективными, и что ждет российский автомобильный рынок в будущем – в нашем материале.

Куда тратить маткапитал?

Одна из мер, которую Медведев поручил проработать чиновникам – возможность использовать материнский капитал на покупку автомобиля. Впрочем, представители отрасли сразу же скептически восприняли данную идею. Прежде всего, из-за неочевидности вложения маткапитала в движимое имущество. Напомним, что ранее эта идея, инициированная производителями легковых автомобилей, некоторое время «витала в воздухе». Правда, тогда всерьез ее никто не воспринял. В сложившейся ныне ситуации, к вопросу решили вернуться, ведь, так или иначе, это является мерой государственной поддержки российского авторынка. Программа материнского капитала существует в нашей стране с 2007 года. Сейчас сумма сертификата, выдаваемого за второго ребенка, составляет 430 000 рублей. В 2015 году заложены средства, чтобы проиндексировать данную программу. Правда, идея с тратой маткапитала на покупку автомобиля несколько насторожила Ольгу Голодец, вице-премьера РФ. По ее словам, порядка 97% российских семей тратят данные средства на улучшение жилищных условий, а автомобиль – вложение, теряющее со временем в стоимости.

А вот руководитель Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин оценил эту идею по достоинству. По его мнению, она вполне резонна, ведь средств, выделяемых государством за рождение второго ребенка, катастрофически не хватает на покупку жилья, а новый автомобиль можно будет купить буквально за копейки. В тоже время, Владимир Беспалов, представитель «ВТБ Капитал» сомневается в эффективности иреализации данной идеи. Даже если эти средства можно будет тратить на покупку машины, большинство семей все равно будут вкладывать их в жилье.

Реально ли возобновить льготное кредитование?

Еще одна мера поддержки, которая активно обсуждалась на совещании у Премьера – возможность возобновления федеральной программы льготного автокредитования. Напомним, что такая программа действовала в прошлом году. В ее рамках можно было приобрести легковой или коммерческий транспорт со сниженной суммой первоначального взноса на 15%. Государство в то время субсидировало банкам, выдающим автокредит, часть процентной ставки в размере 2/3 от суммы рефинансирования ЦБ РФ, которая в то время составляла 8,25%. Тогда, благодаря льготному кредитованию, производители реализовали свыше 490 тыс. машин. Программа подразумевала работу до 2016 года. На эти цели в госбюджете было заложено 8 млрд. рублей. Сейчас эту ее активно продвигают дилеры и банки, которым как нельзя выгодно такое предложение. А вот автопроизводители, напротив, утверждают, что им куда выгоднее программа утилизации.

Сейчас, Минпромторгу, Минэкономики и Минфину предстоит оценить все риски, связанные с возрождением льготного автокредитования. Президент «Российских автомобильных дилеров» (РОАД) Владимир Моженков отметил, что его организация неоднократно в письменной форме обращалась в Министерство промышленности и торговли РФ с просьбой о возобновлении этой меры господдержки, но всякий раз получала отрицательный ответ. После того, как вопрос актуализировался, РОАД снова попытал удачу. В своем нынешнем обращении Моженков предложил расширить цену покупаемого автомобиля до 1 миллиона рублей. Отметим, что таких машин в России производится достаточно. Размер субсидии он предложил сократить с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования. Однако, Министерству идея все равно не нравится.

Директор департамента транспортного и специального машиностроения министерства Александр Морозов не устает отмечать, что данная программа неэффективна, ведь банки в этой ситуации поднимают ставки, делая кредитнедоступным для простых россиян. В результате, чиновники пришли к выводу, что и эта мера господдержки российского автопрома не достаточно хороша. Владимир Беспалов, соглашаясь с чиновничьим аппаратом, отмечает, что выделенные на поддержку автопрома средства, лучше направить на продление программы утилизации, которая гораздо эффективнее стимулирует рынок сегодня. А управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов, напротив, считает, что льготное кредитование может поддержать рынок, ведь с начала года процентные ставки по автокредитам выросли на 2-2,5%. Таким образом, шансов у новых мер поддержки авторынка России практически нет. Скорее всего, чиновники остановятся на уже известных предложениях: продление утилизации, поддержка газомоторного транспорта, ограничение сроков эксплуатации коммерческих автомобилей.