Митинг против массовых сокращений рабочих на АВТОВАЗе состоялся в прошлое воскресенье, 14 декабря. Инициатором акции выступили Тольяттинское отделение КПРФ и независимый профсоюз «Единство» МПРА. В митинге приняли участие около 600 человек.
По итогам акции участники митинга приняли резолюцию с требованием прекратить массовые сокращения на предприятии и повысить зарплату рабочим. Также было принято решение начать подготовку к забастовке. «Сейчас мы призываем к началу процедуры коллективного спора, – пояснил председатель областной первичной профсоюзной организации межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Петр Золотарев. – Согласно закону для начала забастовки необходимо собрать не менее 30 тыс. подписей работников АВТОВАЗа. В этом случае руководство предприятия будет обязано сесть с нами за стол переговоров».
Первым выступающим на митинге стал новый председатель профсоюза «Единство» Игорь Ведущенко. Он высказался о последствиях управления АВТОВАЗом иностранцами. «Андерссон ставит себе в заслугу, что освоен выпуск новых моделей на АВТОВАЗе, увеличена производительность труда, повысилось качество автомобилей на 12%. Но хорошо ли это для АВТОВАЗа, для его сотрудников? Новые иномарки не нужны русскому покупателю, их продают в нагрузку к вазовским моделям. Однако при этом сокращается выпуск автомобилей бренда «Лада» в угоду иномаркам «Рено» и «Ниссан», которые не распродаются. В итоге завод завершает год с убытками. Но Андерссон заявляет, что убытки завод несет из-за плохих поставщиков. При продолжении такого управления автозаводом предприятие будет покупать дорогостоящие комплектующие за границей и собирать из них никому не нужные автомобили».
О повышении производительности труда Игорь Ведущенко отметил следующее: «Руководство АВТОВАЗа заявляет, что закупили якобы передовые технологии. Но они ничем не отличаются от тех, что покупал Советский Союз у «Фиата» в 60-е годы прошлого столетия. Тот же самый ручной труд на примитивном оборудовании. Тогда за счет чего же возросла производительность труда? За счет увеличения эксплуатации рабочих! Ни в одном подразделении АВТОВАЗа не используются стандарты нормирования труда, то есть рабочие вынуждены делать все то, что требует от них руководитель. Нет напарника – значит, работай за двоих. Но никакой доплаты не проси. При этом во всем мире производительность труда растет за счет увеличения уровня автоматизации рабочих мест. Даже в некоторых цехах, которые были запущены в конце 70-х годов прошлого века, уровень автоматизации на порядок выше, чем в цехе сборки автомобилей на платформе В0. То есть руководство АВТОВАЗа живет по принципу помещиков, которые экономили на лошади: она денег стоит, а крепостные – бесплатные».
Остановился выступающий и на условиях труда на производстве В0: «Ни одно подразделение не прошло специальной оценки условий труда, то есть от рабочих скрывают истинное положение дел о их рабочем месте. С начала нового года в КоАП вступают в силу новые поправки, согласно которым предприятия, не проведшие специальную оценку условий труда, будут штрафовать. Так, что, Андерссону легче заплатить штраф, чем рассказать рабочим, в каких реальных условиях они работают?!»
Взявший слово экс-депутат Госдумы Анатолий Иванов предложил Владимиру Путину взять руководство предприятием на себя. А если Путин откажется, значит завод нужно отдать в аренду рабочим. К тому же, считает Иванов, нужно забрать у Франции ее часть АВТОВАЗа за непроданные «Мистрали». А очередной митинг, предложил он, нужно провести под окнами кабинета губернатора области Николая Меркушкина.
Ветеран АВТОВАЗа Юрий Целиков назвал официальный профсоюз АСМ трусоватым. «Он просто обязан прогрызть дырку в кармане новых хозяев, чтобы вылезти из него и перестать быть карманным профсоюзом», – считает ветеран. Затем Юрий Целиков прочел свои меткие эпиграммы:
На ВАЗе сказочный сюжет:
Бу сократил народу тыщи,
Но прибыли пока что нет, лишь в туалетах стало чище.
И еще одну:
Пришел на ВАЗ капитализм, принес с собой каннибализм:
Бу Андерссон, как БуРмалей, на ВАЗе кушает людей.
Грешит не только людоедством, но, как и видим, «ЛАДАедством».
Народ на ВАЗе, берегись!
А БуРмалей – не подавись!
А завершил выступление Юрий Кузьмич призывом к вазовцам: «Не трусьте как зайцы!»
Видимо, намекая на официальный профсоюз, руководит которым Сергей Зайцев.
*Игорь Мухин