Вы сейчас просматриваете Дорогая дорога

Дорогая дорога

На какие средства будут строить региональные и муниципальные дорожные сети?

Чиновники столкнулись с невозможностью выполнить поручение Владимира Путина об удвоении темпов строительства дорог. Вопрос, как всегда, в нехватке средств. Напомним, что еще в 2012 году президент поручил правительству обеспечить удвоение темпов строительства дорог. С тех пор он регулярно напоминает об этом. В последний раз, данный вопрос был озвучен в послании Федеральному собранию. Речь, в данном случае, идет обо всех категориях дорог: от федеральных до региональных и муниципальных трасс.

Так, в период с 2012 по 2022 необходимо реконструировать порядка 50 000 км дорог, что вдвое больше, чем было сделано с 2003 по 2012 гг. Средства на эти нужды приходят в федеральный дорожный фонд из госбюджета. Таким образом, на федеральном уровне, поручение президента выполняется в полной мере. Дело в том, что удвоение темпов строительства федеральных дорог заложено в действующей государственной программе развития транспорта. Больным вопросом остаются региональные и муниципальные дороги. Денег в местных бюджетах на эти нужды катастрофически не хватает, а по протяженности эти сети куда больше федеральных – около 500 000 км. В этом случае, в качестве источников финансирования выступают региональные дорожные фонды, которые зачастую пусты. В прошлом десятилетии было построено 21 000 км таких трасс. До 2022 года необходимо реконструировать еще 42 000 км. Но реальные планы касаются лишь 30 500 км.

Об удвоении темпов строительства дорог можно говорить только в 42 субъектах РФ. Что делать с остальными – пока не ясно. По подсчетам чиновников, чтобы строить в два раза больше, необходимо снабжать регионы, в среднем, дополнительными 100 млрд руб. ежегодно. Для наполнения дорожных фондов использовались даже очень хитрые схемы. Например, был произведен налоговый маневр в нефтяной отрасли, добавлен лишний рубль акцизного сбора с литра топлива по согласованным ставкам. Таким образом, в региональные дорожные фонды сможет поступить около 70 млрд рублей. Может быть использована и другая мера: реконструкция бюджетных кредитов, которые субъекты РФ брали в кризисные времена на эти нужды. Можно также привлечь средства от регионального налога на имущество организаций, а также от уплаты земельного налога, который взимается за участки под автодорогами. Наконец, в фонды могут поступать средства от сборов с тяжелых грузовиков, которые будут работать на федеральных трассах. В общем-то, за счет вышеуказанных мер решить проблему финансирования можно. Но тут возникает другой вопрос.

Сосредоточившись на ремонте дорог, местные власти могут окончательно запустить уже имеющуюся сеть. Сегодня на ремонт дорог выделяется около 30% от суммы, определенной по нормативам затрат на эти работы. А если дорогу вовремя не отремонтировать, то средств придется потратить во много раз больше – уже не на ремонт, а на реконструкцию участка. Таким образом, затраты на ремонт были бы ключевыми, если бы поручение Президента выполнялось в полной мере. Наконец, еще одна проблема – результат всех усилий. Например, в напряженных участках требуется не просто ремонт или строительство дороги, а разработка транспортной развязки или возведение эстакады. Таким образом, затрат и усилий необходимо гораздо больше. При этом, статистического эффекта прироста протяженности по километражу местные власти не получат. В связи с этим, сейчас аппарат обсуждает возможность повышения коэффициента при создании сложных искусственных сооружений. Пока все эти меры обсуждались лишь в рабочем порядке, а официального обсуждения модификации президентских поручений не было.