В течение одного думского заседания 10 декабря бюджет Тольятти был принят депутатами сразу в двух чтениях.
А прежде согласительная комиссия, в состав которой входили представители исполнительной и представительной власти, вела в течение месяца напряженную работу по формированию главного финансового документа города.
В ходе работы комиссии депутаты пытались оптимизировать ряд расходов, и не безуспешно. Им удалось найти около 100 млн рублей. Однако почти половина из них будет потрачена в этом году, из-за того что доходная часть бюджета 2014-го оказалась неисполненной. Так, вместо планируемых 410 млн рублей в качестве доходов от наружной рекламы в городскую казну поступило лишь 22 млн.
Оставшиеся 58 млн решили распределить следующим образом: на проведение ТОСами мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы, и на ремонт помещений ТОС, на частичную компенсацию оплаты аренды жилья врачам и медсестрам, закупку автобуса для школы в Федоровке, на установку пандусов в домах, где проживают люди с ограниченными возможностями. А также на воссоздание Аллеи Славы, которая ранее располагалась возле Центральной площади, на отсыпку асфальтогранулятом дорог частного сектора и на устройство поверхностного водоотвода с территории жилых домов на Жигулевском Море.
После первого чтения депутаты внесли в бюджет лишь одну поправку, они не согласились с расходами в 28,5 млн рублей на проект реконструкции ночного клуба «Пирамида». Запрошенные мэрией деньги депутаты решили передать городскому департаменту финансов и закрепить в разделе «резервные средства», статья «иные нераспределенные бюджетные ассигнования».
Убедившись, что «протащить» 28,5 млн в расходную часть бюджета не удастся, руководитель департамента финансов Григорий Гильгулин сразу же после обсуждения этого вопроса отправился в мэрию вносить поправки в документ. И успел до окончания заседания думы, в итоге бюджет был принят во втором итоговом чтении.
Основные характеристики бюджета: доходы – 6 817 134 тыс. рублей, расходы – 7 470 754 тыс., дефицит – 653 620 тыс. рублей. В отличие от 2014 года параметры городской казны изменились незначительно. Доходы увеличились на 0,2 млрд рублей, расходы – на 0,3 млрд, дефицит вырос на 54 млн рублей.
Верхний предел муниципального долга Тольятти на 1 января 2015 года установлен в размере 4,1 млрд рублей. То есть долг от собственных доходов города составляет 85%. Динамика роста муниципального долга ведет себя весьма активно в последнее время. Еще в 2010-м Тольятти должен был банкам порядка 30% собственных доходов бюджета, или 1,6 млрд рублей, в 2013-м уже 54%, или 3,7 млрд рублей. То есть за три года муниципальный долг вырос более чем на 2 млрд рублей. И председатель Думы городского округа Тольятти, и мэр заявляют, что бюджет носит социальный характер. Однако уже на сегодняшний день в городе накопилось приоритетных нужд в общей сложности на 2 млрд рублей, и средств на них в бюджете 2015 года не заложено. Это реализация муниципальной программы благоустройства (90 млн), содержание улично-дорожной сети (160 млн), увеличение зарплат младшего обслуживающего персонала учреждений образования (40 млн), повышение безопасности дорожного движения (75 млн), ремонт и реконструкция муниципальных спортивных объектов, текущий ремонт образовательных учреждений. А также оплата исполнительных решений суда по тем делам, которые проиграла мэрия (604 млн руб.).
− Фракция КПРФ голосовала против принятия бюджета 2015 года, потому что мы считаем: ситуация в городе близка к катастрофичной. Тольятти находится в глубокой долговой яме, но в очередной раз при утверждении бюджета нам предлагают на рассмотрение стандартный проект. А мы хотели бы видеть документ, содержащий план по спасению города.
Если город и дальше будет таким же образом управлять финансами, то окажется банкротом. Депутаты, как представители интересов избирателей, должны обратиться с призывом к мэрии о том, что нужно искать пути выхода из кризиса, объявив, например, чрезвычайное экономическое положение, наложив мораторий на программу приватизации, разработав методы жесточайшего контроля акционерных обществ с долей муниципалитета, год от года показывающих отсутствие прибыли.
Муниципальный бюджет − 2015 практически такой же, как в прошлом году, в позапрошлом и т.д. В нем ничего не меняется. И эта неизменность сигнализирует: документ не предназначен для коренных изменений в лучшую сторону. Его суть сводится лишь к тому, что собранные средства будут распределены. При этом одна из самых больших расходных частей направлена на содержание городской власти и на оплату долга.
Мы же, депутаты, выражая интересы своих избирателей, должны заботиться об их будущем, контролировать ситуацию. Но чувствуется, что печется о жителях города отнюдь не самая большая часть депутатского корпуса.