Какие автомобильные бренды потеряет Россия и почему?
Нынешняя экономическая ситуация в России заставляет некоторых автопроизводителей вычеркивать рынок РФ из списка перспективных и динамичных. Так, предприятия SEAT, Luxgen и Dodge стали первыми аутсайдерами. Кто отправится вслед за ними, и что становится причиной для прекращения своей деятельности в нашей стране, об этом в нашем материале.
Причины
SEAT, Luxgen и Dodge – первые автопроизводства, закрывшие себе дорогу в Россию. Следующими компаниями эксперты называют FIAT, Chrysler и все слабые китайские бренды. При этом, нестабильный курс рубля может сказаться и на модельных рядах многих производств, прочно стоящих на ногах. SEAT Уход испанского SEAT с российского рынка связан с резким снижением спроса на автомобили. Так, в 2013 году предприятию удалось реализовать 3375 машин, а в 2014 всего 1324. По данным Ассоциации европейского бизнеса, спад продаж этой марки составил 57,2%. Среди основных факторов, влияющих на прекращение бизнеса на территории РФ, эксперты называют отсутствие локализованного производства и сильную зависимость от курса евро.
Luxgen
Тайванское предприятие оказалось в еще большем дауне. Так, в 2013 году компания реализовала все 62 автомобиля, в 2014 – 81. Позиционируя свой единственный кроссовер, как машину премиум-класса, тайванцы на смогли побороть ассоциацию с китайским автопромом в сознании российских водителей. Так, внедорожник, стоимостью от 1,320 млн до 1,610 млн руб был сопоставим, как минимум, с корейскими машинами. Соответственно, и предпочтение, чаще отдавалось им, а не тайваньской модели. О технических характеристиках и «наворотах» Luxgen, многие потенциальные покупатели просто ничего не знали. Не убедили их и значительные скидки на машину. При этом, тайванцы смогли даже наладить локализованное производство на заводе в Черкесске. Однако, и его пришлось приостановить. Несмотря на сложившуюся ситуацию, компания Luxfen не теряет надежды завоевать сердце российского автомобилиста, планируя повторный выход на рынок после кризиса.
Dodge
Американцы смогли реализовать в 2013 году всего 192 автомобиля. При этом, столь печальные показатели не испугали предприятие, и в 2014 году оно продолжило завоевывать российский авторынок. Но, увы, все окончилось провалом и 26 проданными машинами.
Потенциальные аутсайдеры
Генеральный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков считает, что следующими покинут рынок итальянцы. Компания FIAT в 2014 году продала всего 6331 автомобиль. Сказывается на низких показателях и отсутствие локализованного производства. При этом, валютные колебания будут оказывать свое влияние. Так, по прогнозам эксперта, компания будет вынуждена поднять цены на машины еще на 20-25%, что снизит ее конкурентоспособность в России в разы. Еще один печальный прогноз касается американского автомобиля Chrysler. В 2014 году компании удалось реализовать всего 145 авто. Не лучше ситуация может сложиться и у китайских нераскрученных марок. Так, Целиков предположил, что в конечном итоге, на рынке останутся только четыре лидера Поднебесной: Chery, Jeely, Great Wall и Lifan. По словам Сергея Целикова, валютные колебания могут вызвать сильный перекос в финансовых показателях этих автопроизводителей: одни будут работать с нулевой динамикой, другие – с результатом в -50%. Поэтому, прекращение деятельности в России будет весьма обоснованным шагом. «Сейчас разнообразие среди представленных брендов велико, — объясняет эксперт. — Возьмем Toyota, которая на протяжении многих лет вкладывала силы в то, чтобы бренд ассоциировался с надежностью и низкой потерей стоимости при перепродаже. Поэтому, даже если они поднимут цены, стоимость бренда перевесит это обстоятельство.
А есть те бренды, которые могли удержать свои продажи только за счет конкурентоспособных цен, — они и будут уходить с рынка». Дилеры, в свою очередь, также будут отказываться от реализации некоторых моделей. Некоторые автопроизводители останутся всего с двумя-тремя представителямив столице, а из регионов они и вовсе исчезнут. Не лучше может сложиться ситуация и у европейских марок. Например, альянс Peugeot Citroën, по мнению Целикова, ожидает серьезное сокращение издержек. Производство на территории России придется чем-то загружать, а локализация предприятия не столь высока. Поэтому неизбежно удорожание на эти марки. Не верит Целиков и в намерение Peugeot Citroën стать премиальными на территории РФ. Чтобы занять такую позицию, необходимо приложить немало усилий. В противном случае, компанию ждет ситуация, аналогичная с Luxgen, которые так и ассоциировались с китайцами. Сокращение линеек будет характерно для многих автопроизводителей, считает Целиков. При этом, в пресс-службе PSA Peugeot Citroën отмечают, что подобные перспективы пока не рассматриваются. Аналитик компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что трудности ожидают те компании, кто работает исключительно с импортными моделями. Им придется сокращать издержки или уходить с рынка. Скажется на их деятельности несколько факторов: импортные пошлины, утилизационный сбор и девальвация рубля.