Вы сейчас просматриваете АВТОРАДИО приложение: Зелёное будущее

АВТОРАДИО приложение: Зелёное будущее

Экотранспорт становится не только модным, но и необходимым.

Минтранс России разработал поправки к ПДД, улучшающие экологическую ситуацию в стране. В частности, введён ряд ограничений для транспорта, не отвечающего экологическим стандартам России. Какое будущее ждёт российских автомобилистов при такой активной поддержке «зелёных» машин?

Новые правила
Поправки в ПДД, подготовленные Министерством транспорта РФ, касаются, в основном, запретов на въезд в некоторые зоны. В частности, планируется выпустить специальные дорожные знаки, обозначающие запрет на въезд в зону их действия экологически грязным легковым и грузовым автомобилям.
При дальнейшем лоббировании «зеленых» поправок сначала кабмина, а затем и самого президента региональная власть получит новый инструмент, ограничивающий движение экологически «нестандартных» машин. При этом Минтранс позаботился о технике Минобороны, МВД, МЧС, Почты России, а также мотоциклах и ретромобилях, выпущенных более 30 лет назад, исключив их из числа машин, кому запрещено ездить по экологически чистым российским
дорогам.
«Зелёная» история
Идея об экологическом урегулировании дорожного движения витала в воздухе давно. Например, некоторое время назад Минприроды выступало с инициативой обозначать экокласс автомобилей специальными стикерами, а для «грязного» транспорта ввести повышенную квоту профильного налога и ограничить въезд в центры крупных городов. Однако идеи не получили дальнейшей реализации. Впрочем, какие-то меры приняты все же были. Например, запрет на дневной въезд на МКАД фур. А с 2015 года планируется ограничить там же движение грузовиков с двигателями класса ниже Euro 2, а на Третьем кольце – ниже Euro 3.

Как жить будем?
При полной реализации «зеленых» мер, предложенных Минтрансом, уровень заболеваемости в крупных городах, возможно, станет ниже. А вот как быть тем автомобилистам, которые ездят на стареньком «грязном» транспорте? Они окажутся перед жесткой альтернативой: или мирись с ограничениями, или плати штрафы, которые наверняка будут немалыми.
Следующий вопрос: как будет контролироваться «незеленый» транспорт? Фиксация выхлопов видеокамерами представляется нам пока невозможной, а отлавливать такие авто при помощи сотрудников ГИБДД кажется уж слишком хлопотным. Возможно, будущее за передвижными лабораториями, мобильными постами со специально обученными контролерами. Однако и при таком стечении обстоятельств есть свои минусы. Неизбежные заторы на дорогах сделают передвижение по ним невозможным даже экологически чистого транспорта. Прибавим сюда потенциально коррупционную ситуацию, когда с таким контролером будут пытаться договориться на месте, и получим весьма затруднительный сценарий.

Кто пострадает?
Думая о тех автовладельцах, кто передвигается на стареньких «жигулях» или «москвичах», не отвечающих экологическим стандартам, возникает еще масса вопросов. Главный из них, как быть неимущим гражданам, которым машина до зарезу нужна, но есть она только вот такая, «незеленая»? Только, по официальным данным, в Москве зарегистрировано около 1 млн автомобилей классов Euro 0 и Euro 1, а в регионах страны их еще больше. Может быть, для их владельцев целесообразно предложить программы, облегчающие покупку нового транспорта?
С другой стороны, нельзя ограничиваться только запретами. Экологическая ситуация может быть улучшена и за счет стимуляции спроса на гибридные автомобили, например. Большим плюсом в этой истории станет запуск «зеленого» общественного транспорта. Например, автобусы на природном газе.
Однако главный вопрос – это переворот в сознании автовладельцев. Ведь сегодня мало кто задумывается о том, какая угроза ежедневно наносится жителям российских городов из-за того, что кому-то просто необходимо проехать на своей машине из пункта «А» в пункт «Б». На столь масштабном уровне работа по формированию общественного мнения о большом вреде выхлопных газов может быть выстроена за счет достаточно агрессивной социальной рекламы. А затем можно уже приступать и к ограничениям.

А что в Тольятти?
Наш город, словно внимая последним автотрендам, тоже задумался об экологической ситуации. Например, за последнее время в мэрию стало поступать все больше жалоб относительно высокого уровня загрязнения атмосферы воздуха. По данным экспертов, воздух города загрязнен, в основном, формальдегидом, диоксидом азота и аммиаком, основным источником которых является транспорт. Так, выхлопные газы составляют порядка 60% выбросов.
В ответ на опасения экологов и общественности чиновники предложили переводить транспорт с бензина на газ. Это позволит снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие – вдвое. А еще из всех массово используемых моторных видов топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта.
В то же время еще одна мера по улучшению экоситуации в городе предусматривает проведение специальных исследований по воздействию выхлопных газов автотранспорта. Такие мероприятия в 2015 году будут проведены в Тольятти. Также запланированы и другие исследования. В частности, по изучению влияния внешних источников шума на селитебную территорию нашего городского округа или по воздействию источников инфразвука, электромагнитных полей, родонового излучения. Возможно, действия Минтранспорта вкупе с предложениями местных чиновников и экологов позволят сделать нашу территорию чище.