С 17 октября2014 года вступило в силу Положение Банка России о единой методике определения расходов на ремонт автомобилей, а также Правила проведения независимой экспертизы. Эксперты рынка утверждают: с одной стороны унификация оценки ущерба позволит избавиться от лишних споров в каждом отдельном страховом случае. С другой — компенсация после аварии зачастую будет несправедливой.
Как есть
Напомним, что сегодня автомобильные эксперты пользуются различными методиками оценки ущерба. Стоимость ремонта определяется страховой компанией после того, как проведена экспертиза и составлен акт осмотра транспортного средства. В случае, если автовладелец и страховщик не договариваются о цене с первого раза, назначается независимый осмотр. Если же и этот вариант не устраивает стороны, то пострадавший обращается в суд, где ему назначают уже судебную экспертизу. Теперь же всем участникам страховых тяжб предлагается пользоваться единым 65-страничным документом, в котором зафиксированы правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, расписаны типовые повреждения, а также составлены формулы расчета стоимости ремонта, износа запасных частей. В документе также определены цены автомобиля до аварии и стоимость работ по его восстановлению. Помимо этого в помощь автоэксперту предлагаются Справочники цен на запасные части, материалы и нормо-часы. Отметим, что для каждого региона действует свой свод этих документов. Всего же в справочниках содержится более 80 миллионов позиций по наиболее распространенным маркам.
Плюсы и минусы
Российский союз автосраховщиков — орган, составлявший данную документацию, поделил всю территорию РФ на 12 экономических зон, в каждой из которых будет применяться собственное ценообразование. Правда, в документацию не вошли ценники на машины, старше 2002 года. Но для них экспертам предложено высчитывать среднюю стоимость. Для этого необходимо проанализировать предложения, минимум трех магазинов запасных частей. Сейчас Российский союз автосраховщиков регистрирует Справочник в Роспатенте, после чего он будет распространен среди экспертов-техников, автосервисов и опубликован в открытом доступе для граждан. Фактически, новые правила вступят в силу с 1 декабря, когда у всех заинтересованных лиц будет доступ к обновленным данным. Президент РСА Павел Бунин отмечает, что в скором времени споры по выплатам ОСАГО будут урегулированы, «…а потерпевшие смогут получать сумму возмещения, справедливо рассчитанную, в соответствии с законом». Правда, не все разделяют оптимистические взгляды РСА на новые правила.
Так, партнер компании «Мосавтоюрист» отметил и негативные стороны такой методики. По его словам, документация не учитывает разницы расценок на работы гарантийных и негарантийных автомобилей. В этом случае достаточно реальна ситуация, в которой сумма, определенная экспертом, окажется не достаточной на ремонт у официального дилера. Неудобно и деление территории РФ на 12 экономических зон. Например, в единое пространство вошли Москва и Рязань. Но очевидно, что средняя цена на запчасти в этом случае будет невыгодна москвичу, а регионы, напротив, окажутся в выигрыше. Если же автомобиль не подлежит восстановлению, то процесс получения возмещения тоже сильно усложняется. Тогда целые запчасти страховщик выставит на аукцион, а это занимает время. Если же повреждения будут в двигателе или коробке передач, то для экспертизы их нужно будет вскрывать, а расходы лягут на полечи автовладельца, ведь страховая компания заплатит только после заключения акта о нетрудоспособности агрегатов. Впрочем, не все так плохо. По словам Ащаулова, есть и положительные стороны в новых правилах расчетов. Например, методика четко фиксирует необходимость окраски бамера, если площадь царапины, полученной в ДТП, занимает менее 25%. Раньше страховщик мог отказать в возмещении этой мелочи.