С начала года бензин в России подорожал на 11,5%. Аналитики предрекают и дальнейший рост топлива. В чем причина такой ситуации? Существует несколько гипотез на эту тему. Одна из них – дефицит нефтепродуктов в стране, сложившийся из-за аварий и приостановок работы нескольких НПЗ. Однако, это далеко не единственная причина, влияющая на бензиновый рынок страны.
Факты Только с начала года рост цен на бензин составил 11,5%. Эксперты утверждают: дешевле топливо не станет, а рост цен продлится где-то до весны. К примеру, АИ-95 подорожал примерно на 50 коп. Самый большой скачок цен произошел в Сибири. В Красноярске сразу несколько крупных сетей АЗС существенно увеличили цены на топливо. Так, АИ-92 вместо привычных 30 рублей теперь обходится автомобилистам в 31 р. А бензин АИ-98 — с 35,9 до 36,5 руб. На 70 коп. Подорожал и бензин АИ-95, который еще несколько дней назад отпускали автомобилистам по 33 руб. за литр. Рост цен на топливо превысил даже инфляцию 2014 года, которая к настоящему моменту составила 8%.
Между тем, именно в этом году зафиксировано сокрушительное падение цен на нефть на мировом рынке. Однако, легче российским автомобилистам от этого почему-то не становится. Выходит, дело в не нефтяной экономике мира? Именно к этой версии склоняются эксперты, утверждая, что бензин дорожает в связи с ситуацией на внутреннем рынке. Так, например, российские нефтяные лидеры уверены, что такую ситуацию спровоцировали аварии и ремонтные работы, которые проводились в 2014 году на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. Мифы бензинового рынка С одной стороны каждый автомобилист не может не заметить по своему кошельку увеличения стоимости бензина. С другой же стороны, розничная цена топлива считается стабильной, а ее рост за прошедший месяц составил всего 0,5%. В пользу отсутствия бензинового дефицита говорит и поручение президента В.В. Путина, которое он дал еще в августе на совещании правительства. Напомним, что тогда Путин поручил Антимонопольной службе России контролировать ситуацию с ценами на нефтепродукты. Игорь Артемьев, глава ФАС тогда же заявлял о том, что необходимо удержать рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции. В связи с этим был подготовлен целый комплекс мероприятий, призванный выполнять эту задачу. Однако, изменить текущую ситуацию правительству пока не удалось. Олег Ашихмин, руководитель питерского нефтяного клуба считает, что на росте цен сказывается ситуация внутреннего нефтяного рынка.
Внутри России наблюдается дефицит нефтепродуктов. При этом, Минэнерго не желает признавать сей факт, иначе ответственность за сложившуюся ситуацию ляжет именно на это ведомство. А игроки внутреннего рынка на этой благоприятной почве зарабатывают за счет рядового автомобилиста. При этом, по словам Ашихмина, курсы валют и мировая ситуация – далеко не первостепенный фактор, который провоцирует рост цен на бензин. Да, курс рубля важен при закупке оборудования для нефтепереработки. Однако, в целом это далеко не самая главная причина. Что делать? По словам Олега Ашихмина, рост розничных расценок остановится тогда, когда прекратится рост оптовых цен. Последнее объясняется тем же дефицитом топлива на внутреннем рынке. К этому мнению присоединился также и президент «Московской топливной ассоциации» Евгений Аркуша. По его мнению, толчком к кризису стала авария на Ачинском НПЗ. Тогда объемы топлива сократились, а спрос на него, соответственно, увеличился. В связи с этим и произошел скачок цен, отправной точкой которого стали сами производители бензина и других нефтепродуктов.
Сейчас ситуация дефицита сохраняется, во многом, благодаря приостановкам производства в связи с профилактикой оборудования на НПЗ. Если рассматривать тенденцию мирового рынка, то можно заметить, что только в 2013 году В Европе произошло снижение цен на топливо на 2,5%. В то же время, В России этот же показатель увеличился аж на 6%. Эксперты утверждают: российский топливный рынок живет по своим законам. И, если бы розничные продавцы бензина мигом реагировали бы на увеличение оптовой стоимости, то сегодня мы бы наблюдали скачок цен на 2-3 рубля минимум. Обычно стабилизация цен на бензин наступает во второй половине октября. Но в этом году розничные продавцы не будут опускать цены до весны, ведь им необходимо наверстать упущенную прибыль. Аркуша отмечает, что указание президента удерживать цены на нефтепродукты оказалось актуальным лишь для самих нефтяных компаний. Дело в том, что для этих организаций розничные продажи – малая составляющая от всего объема продаж. Поэтому они и могут некоторое время продавать бензин себе в убыток. А вот независимые сети уже не в состоянии позволить себе такого. Им проще уйти из бизнеса вовсе, чем работать в минус.