Вы сейчас просматриваете Чтобы автомобиль не стал оружием…

Чтобы автомобиль не стал оружием…

С 12 августа 2014 года вступили в силу новые программы обучения водителей. И по сей день интернет пестрит сообщениями, что стоимость обучения подорожает чуть ли не вдвое: некоторые автошколы специально разжигают ажиотаж, чтобы на этой волне шло усиление спроса.
Так что же происходит на самом деле, для чего затеяна реформа автошкол и как она происходит? Об этом и многом другом рассказывает Инга Помогаева – директор Поволжского центра делового и технического образования им. В.П.Мурзина.

17bb6ecb965367d378cb8ccd419bce69

– Инга Игоревна, с 21 по 25 сентября 2014 года в Сочи состоялась XVII Международная конференция «Автошкола-2014», где, как правило, встречаются для обмена опытом и решения профессиональных вопросов директора автошкол из многих регионов России. Какие вопросы обсуждались на ней?
– Тема конференции – «Реализация законодательных реформ в сфере подготовки водителей – важнейшая составляющая повышения безопасности дорожного движения в России». Благодаря участию ведущих специалистов Минобрнауки России, Минтранса России, Минобороны России, Минздрава России, ГУОБДД МВД России, МЧС России, Минэкономразвития России, в работе Конференции мы имели возможность «из первых уст» получить рекомендации по применению новых законодательных норм. Самыми насущными были, конечно, вопросы о порядке согласования новых учебных программ по водительским специальностям и получении заключения от ГИБДД о соответствии материально-технических баз автошкол тем требованиям, которые установлены новыми программами.
– Для чего была затеяна реформа автошкол?
– На сегодняшний день одной из важнейших общегосударственных задач является обеспечение безопасности дорожного движения. И решение этой задачи носит широкий социальный характер.
5 ноября 2013 года вступила в действие новая редакция Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая исключила ранее действующую норму о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки. А Федеральный закон «Об образовании» исключает возможность обучать водителей дистанционно и по форме экстерната. Профессиональное сообщество считает это одним из самых заметных достижений законодательной реформы.
Кроме того, вступившие в действие 12 августа 2014 года примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий ставят акцент на профессиональном обучении независимо от категорий. Исключение составляют программы по категориям «М», «А1», «А».
Но самое, пожалуй, главное в реформировании автоподготовки – это законодательно закрепленные требования к оснащению авто­школ, к их материально-технической и учебно-методической базе, а также к уровню квалификации педагогических кадров – преподавателей и мастеров производственного обучения вождению. Обязательным теперь является требование о наличии учебной площадки размером не менее 0,24 га. Разрешено впервые вождение в темное время суток.
– Что должна сделать автошкола для того, чтобы остаться на данном рынке?
– В первую очередь – разработать свои рабочие программы на основе утвержденных примерных программ. Во-вторых, нужно привести свою базу в соответствие с требованиями новых программ, то есть создать условия для качественной подготовки водителей. И, пожалуй, самым неожиданным для многих автошкол оказались требования к структуре и содержанию официальных сайтов образовательных организаций. Теперь обязательно наличие на сайте отчета о материально-технической базе образовательной организации, о структуре управления, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, стоимость обучения по каждой программе, контактные данные, о численности обучающихся, о формах и сроках обучения… Другими словами, сайт автошколы – это визитная карточка и не только для потенциальных клиентов, но и для контролирующих органов.
– Сколько, на ваш взгляд, останется автошкол в Тольятти из 26 ныне существующих?
– При условии соблюдения вышеизложенных требований остаться могут все действующие авто­школы.
…А значит, поднять стоимость обучения?
– Мне всегда было интересно, как за 10-12 тысяч рублей можно подготовить профессионального водителя. По новым программам объем часов увеличился и по теории, и по вождению. Высококвалифицированным педагогам нужно платить достойное вознаграждение за их труд. Повышение стоимости обучения водителей неизбежно. Вопрос только в том – на сколько? И что наш клиент получит за эту стоимость? Если материально-техническая база Автошколы им. Мурзина укреплялась из года в год, нам сегодня не приходится резко вкладывать в свою базу миллионы, чтобы получить заключение ГИБДД о ее соответствии новым требованиям. Мы их вкладывали раньше. Первый в России автодром, автоматизированный отечественной навигационной системой ГЛОНАСС, – это наш автодром, на ул. Л.Толстого, 34 (всего в РФ автоматизированных автодромов не более 30). Да и требования все эти – не новые. Они просто закреплены теперь законодательно. Те автошколы, которые предпочитали иметь прибыль и не развивать свои ресурсы, сегодня, конечно, в затруднительном положении.
В профессиональном сообществе такие автошколы называют «портфельными» – вся их материально-техническая база умещается в папку для бумаг, и в России их немало. На борьбу с такими «учреждениями» и направлена реформа. Никто не ставил перед собой задачу «убрать» с рынка какие-то конкретные автошколы. Цель реформы – подготовка профессиональных водителей и безопасность на дорогах.
– Но потребитель привык выбирать ту автошколу, что дешевле и ближе к дому…
– Люди и не предполагают, что качество обучения может быть разным! Есть расхожее мнение, что для получения водительских прав достаточно 10 уроков вождения и
8 недель теории по правилам дорожного движения. Всё! Мало, кто отождествляет водительские навыки с профессией. И о безопасности своей и своих близких тоже мало, кто задумывается, делая первый шаг к заветному праву на управление автомобилем.
– По прогнозам, сколько будет стоить обучение после того, как автошколы получат заключения от ГИБДД?
– На конференции озвучивались предложения законодательно установить нижний предел стоимости автоподготовки. Сравнивали даже с подходом к ценообразованию на алкоголь для снижения рисков употребления фальсификатов. Многие соглашаются, что параллель просматривается: низкая цена на автоподготовку означает только одно – услуга некачественная. А значит, на дорогу тысячами выезжают недоученные водители. И, вливаясь в общий поток, создают угрозу жизни не только для себя, но и для всех участников дорожного движения. На конференции в Сочи было принято решение о создании рабочей группы по ценообразованию. Мы, как члены экспертного совета Межрегиональной ассоциации автошкол, тоже в нее войдем. Сегодня благодаря требованиям к оснащению автошкол есть отправные точки, и если цена ниже очевидной себестоимости – это невыполнение программы и отсутствие условий для обучения, или фальсификат.
– Сейчас обсуждается и законопроект по уплате госпошлины при сдаче экзамена в ГИБДД. Правда ли, что, заплатив деньги за обучение в автошколе, нужно будет отдать еще порядка 6 тысяч за сдачу экзаменов?
– Думаю, что это неизбежно,
госпошлину введут.
– Но зачем она понадобилась в таком крупном размере?
– Это очередной шаг к повышению качества обучения будущих водителей и большой стимулирующий фактор для автошкол. Что происходит сегодня на экзаменационной площадке ГИБДД? Кандидат в водители, прошедший подготовку по вождению в объеме 20-30 часов (10-15 занятий), ходит на экзамен как на работу: еженедельно ему совершенно бесплатно ГИБДД предоставляет возможность проехать по экзаменационному маршруту. За энное количество попыток он нарабатывает определенный опыт и, в конце концов, сдает экзамен. Вопрос: почему в ГИБДД должны за государственный счет доучивать выпускников безответственных автошкол? Кроме того, в ГИБДД формируются многодневные, а то и многонедельные очереди на сдачу экзаменов, в которых вынуждены томиться выпускники добросовестных автошкол.
На мой взгляд, введение таких серьезных госпошлин будет способствовать более ответственному подходу к выбору автошколы, и кандидаты в водители уже вынуждены будут требовать от автошколы качественного обучения и серь­езной подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД. Потому как формулировка «что дешевле и ближе к дому» может обернуться серьезными дополнительными затратами «на выходе».
– Новый предмет, введенный в курс обучения автошкол, – психологические основы деятельности водителя – тоже наделал много шуму при обсуждении новых правил…
– Это надуманная проблема. Психология была в автошколах всегда, но на нее давалось меньше часов, да еще и внутри другого предмета. Сейчас это выделено в отдельный предмет – «Психофизиологические основы деятельности водителя». Отведено на это 12 часов аудиторных занятий. Кроме традиционных тем, были введены новые, в том числе взаимоотношения с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения: детьми, велосипедистами, инвалидами. Будет уделена значительная часть времени психологическим тренингам – проигрыванию различных ситуаций, из которых преподаватель и обучающиеся будут находить выход.
– Инга Игоревна, как участник законотворческого процесса, какие бы еще изменения внесли вы для повышения безопасности на дорогах?
– Практически все представители автошкол на конференции назвали необходимым ускорение принятия уже разработанных нормативных правовых актов по допуску водителей к управлению транспортными средствами, включая новую методику приема экзаменов на право управления транспортными средствами. Также участники конференции обратились в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Правила дорожного движения с целью разрешения учебной езды на автомагистралях.

 

*Ольга Баркалова