You are currently viewing С бензина на газ

С бензина на газ

  Самарская область стала пилотной площадкой для реализации госпрограммы по переходу на газомоторное топливо.

  Количество автомобилей в нашей стране растет с каждым годом. При этом они являются главным источником загрязнения окружающей среды, и больше всего вредных веществ выбрасывают в атмосферу бензиновые двигатели. Потому переход на газомоторное топливо — тема, как никогда, актуальная. И не новая.

  Газ в моторы!

  Внедрением голубого топлива в моторы автомобилей занимались еще в советские годы. Однако тогда технически доказанная, экономически обоснованная и экологически правильная идея оказалась полностью несостоятельной из-за главного недостатка голубого топлива — поразительной устойчивости к хищениям. Ведь умыкнуть казенный бензин просто – слил в канистры и все, сделать то же самое с газом – намного сложнее. Понятно, что переход на газ полностью лишил бы незаконного приработка нечистых на руку работников, потому сия идея почила в бозе.
  И вот 1 сентября 2014 года к теме газомоторного топлива вернулись вновь, причем опять на самом высоком уровне. На совещании в Сочи президент Владимир Путин поднял вопрос об активном внедрении автомобилей на газовом топливе. А накануне премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать к следующему году комплекс мер господдержки производства и использования транспортных средств и сельхозтехники, работающей на природном газе.

Депутаты предлагают даже освободить от транспортного налога тех, кто использует в качестве топлива природный газ. На сочинском совещании были рассмотрены вопросы экономического обоснования и снижения экологической нагрузки при переходе на газ. Было сказано, что при использовании газа в качестве автотоплива выбросы в атмосферу уменьшаются в два-три раза при достаточно высокой топливной эффективности и экономии.
  В Самарском регионе посчитали, что переход на газ обойдется в 4,7 млрд рублей. Область предоставит почти 1,4 млрд рублей.
  140,4 млн рублей из них в этом году направят пассажирским транспортным предприятиям и 10 млн рублей — организациям ЖКХ. По сообщению областного правительства, уже в этом году в регион поступят субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. До конца года планируется приобрести 176 автобусов, из которых 126 муниципальных (Самара и Тольятти) и 50 коммерческих. Всего будут приобретены 382 автобуса и 244 единицы спецтехники для ЖКХ. В регионе предполагается до 2020 года построить 7 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), разместить 10 новых модулей компримированного природного газа на заправках. Также будут открыты 12 центров обслуживания газобалонных автомобилей.
   Каким бывает газ?
  Во всем мире используется в качестве топлива для автомобилей два типа газа. Сжиженный нефтяной газ (СНГ), известный как смесь пропана и бутана, является самым распространенным. Но есть и альтернатива – сжатый природный газ (СПГ) или метан, с которым мы чаще встречаемся на кухне, у газовой плиты, но для автомобилей его сжимают и охлаждают, затем заправляют под высоким давлением баллоны.
  СНГ имеет высокую критическую температуру, что помогает сжижать его и поставлять потребителю в «новом» агрегатном состоянии под невысоким давлением до 1,6 МПа. ГОСТ предусматривает производство двух марок пропан-бутановых смесей: летняя (до 55% пропана) и зимняя (до 95% пропана). Смысл вот в чем: пропан начинает испаряться при –40°С, бутан только при 0°С. Введение двух марок смесей позволило учесть свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры, что позволяет круглый год эксплуатировать автомобили на газе.
  В целях безопасности топливный баллон нельзя заполнить на 100%, это сделано для того, чтобы в емкости не возникло избыточное давление при экстремальных температурных условиях (например, при +45 °С). Поэтому, как только объем заправленного топлива составит 80-90% от общего, сработает ограничитель и прекратит подачу смеси в баллон. Но если заправить баллон «под завязку» и выставить на солнцепек, с ним вряд ли что-нибудь произойдет. Во-первых, баллон спроектирован с 3-4-кратным запасом прочности и выдерживает давление до 6-8 МПа (а даже в таких условиях давление не превысит 2,5 МПа). Во-вторых, современная баллонная арматура автоматически сбросит избыточное давление.
  Пропан-бутан учитывается в литрах (1 литр СНГ стоит в два раза дешевле бензина АИ-92). При равных условиях расход топлива двигателя, потребляющего сжиженный газ, выше, чем у идентичного бензинового мотора на 10-15%, что объясняется меньшей объемной теплотворностью. Учитывая, что полезный объем баллона составляет 80% от полного, одной заправки стандартной 50-литровой емкости легковой машине хватит на 450-550 км.
  К достоинствам метана можно отнести высокое октановое число, максимальную полноту сгорания и, конечно же, низкую цену. Но есть и недостатки. Например, высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (и в первую очередь, к емкостям), что увеличивает затраты по переводу автомобиля на «голубое топливо» по сравнению с пропан-бутановыми системами.
  Так как метан заправляется в газообразном состоянии, учитывается он в кубических метрах. Проведя нехитрые математические расчеты, приходим к выводу, что в 50-литровую емкость можно закачать около 11 кубометров метана (50 л х 22 МПа = 11 000 л). Расход 1 кубометра метана приблизительно равен расходу 1 литра бензина. Для двигателей, рассчитанных на применение 92-95 бензина, эквивалентный расход будет чуть меньше одного куба. Другими словами, на одной заправке (те же 50 литров) можно проехать всего 110-150 км, то есть в 3,5 раза меньше, чем на пропан-бутане при том же объеме газового баллона. Однако, учитывая, что стоимость 1 кубометра природного газа составляет всего 30% от цены 1 литра 92-го бензина, можно смириться с дорогой установкой ГБО и небольшим пробегом на одной заправке.
  Подытожим: владельцу личного легкового автомобиля есть смысл задуматься о пропане. Оборудование дешевле, АГНС попадаются чаще, пробег на одной заправке более внушительный.
  Для предпринимателей и компаний, активно занимающихся перевозками мелких грузов, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогое оборудование, установку, экономия на топливе будет намного выше, главное прокладывать маршруты неподалеку от АГНКС

  P.S.
  От перехода на газ плюсов множество: и экономия на заправке, и вреда экологии меньше. Однако эксперты говорят, что всеобщая газификация может столкнуться с теми же проблемами, что и в 80-х годах прошлого века. Сегодня хищения бензина хоть и ушли в прошлое, но «короли автозаправок» продолжают получать сверхприбыли от разбодяживания дешевого бензина различными присадками, получая из него дорогой 95-й. С газом такого не получится.

 *Олег Веселов